Чем рассрочка отличается от потребительского кредита
Магазины часто рекламируют рассрочку как способ делать покупки без переплат. Примерно до 2008 года это было правдой: покупатель вносил первый взнос и оформлял договор на выплату остальной суммы без процентов. Это была чистая рассрочка: магазин получал покупателя, а клиент — желанный товар. При этом магазин понимал — долг ему могут и не вернуть.
В 2020 году чистых рассрочек уже нет. Чтобы не рисковать, магазины привлекают третью сторону — банк. Он вносит за покупателя всю сумму, а потом взыскивает с него долг.
При этом проценты за пользование деньгами банка магазин включает в стоимость товара. И хотя после оформления рассрочки цена для покупателя не меняется, по факту он берет кредит: в договоре отдельно прописаны ежемесячный платеж и проценты.
Что выгоднее: уменьшить платеж или срок кредита
Неуплата по рассрочке портит кредитную историю и влечет за собой штрафы. У каждого банка свои правила, но в среднем — 300-700 ₽ за каждую просрочку платежа. Если период рассрочки закончился, а у вас остался долг, с него будут начислять штраф — от 10% до 20% годовых.
То есть современная рассрочка — это кредитный продукт, созданный специально для магазинов. Он отличается от обычного кредита. Для примера сравним рассрочку в популярном магазине электроники и потребительский кредит в крупном банке.
Карты рассрочки: ограниченный выбор и специфические условия
Можно не заключать договор в магазине, а оформить специальную карту в банке.
Карта рассрочки позволяет частями и без комиссии оплачивать товары из списка магазинов — партнеров банка. Магазины с помощью таких карт увеличивают продажи, поэтому сами платят банку проценты за кредиты покупателей.
Для покупателя карта рассрочки работает как кредитка, только без комиссии. Вы оплачиваете покупки на кассе, в личном кабинете появляется общий размер задолженности и сумма месячного платежа. При покупке телефона или ноутбука это выглядит как беспроцентная рассрочка, но есть два неприятных момента.
Первый — штрафы за просрочку платежа. Стоит один раз не заплатить вовремя, и карта рассрочки превращается обычную кредитку с процентами. При этом штрафов может накопиться больше, чем составила бы переплата по договору с магазином.
Второй момент — ограниченный выбор товаров. Вы не только должны выбрать магазин из списка, но и внимательно прочитать все условия. У каждого магазина свой договор с банком, поэтому в одном месте вам дадут рассрочку до 2 месяцев, в другом — завысят цену, в третьем — разрешат платить только онлайн.
Если условия по картам рассрочки вам не нравятся, попробуйте другие похожие продукты: кредитку со льготным периодом, кредит на покупки по дебетовой карте, рассрочку на сайте банка. Сейчас на рынке много предложений.
На что обратить внимание, покупая в рассрочку
Сама по себе рассрочка не приносит магазину выгоды — фактически он продает банку товар со скидкой. Поэтому часто продавцы настойчиво предлагают дополнительные услуги. Например, говорят: чтобы взять ноутбук в рассрочку, нужно оформить страхование жизни и здоровья, иначе банк не одобрит заявление.
Навязывать услуги законно, но нечестные продавцы порой включают их в договор вообще без ведома клиента. В итоге покупатель только дома обнаруживает, что платеж больше, чем он рассчитывал.
Чтобы с вами этого не произошло, внимательно прочтите договор, в том числе написанное мелким шрифтом. Умножьте сумму ежемесячного платежа на количество месяцев и сравните с ценой товара.
Если вас все-таки обманули, попробуйте отказаться от навязанных услуг постфактум. Например, от страхования жизни и здоровья можно отказаться в течение 14 дней. Для этого нужно обратиться напрямую в страховую компанию, минуя магазин и банк.
Избавиться от услуг самого магазина сложнее. Чтобы отказаться от платного гарантийного сервиса, обратитесь в магазин и требуйте вернуть деньги. В разговоре можно ссылаться на ст. 32 закона «О защите прав потребителей». Согласно ей, вы вправе отказаться от услуги в любой момент, оплатив фактически понесенные расходы.
Кроме услуг часто навязывают покупку аксессуаров, например, чехла для телефона или сумки для ноутбука. Эти действия можно трактовать как нарушение п. 2 ст. 16 закона «О защите прав потребителей». Согласно ей, нельзя ставить покупателям условие: один товар можно купить только вместе с другим.
Однако магазин вполне может назвать условия рассрочки рекламной акцией — и тогда это просто предложение, которое не мешает купить товар другим способом. Поэтому на практике отказаться от ненужных аксессуаров сложно.
Как сэкономить на рассрочке
Есть два способа, как платить рассрочку и при этом заработать: погасить кредит досрочно и заработать на кэшбэке.
Досрочное погашение. Досрочное погашение работает следующим образом. Например, вы нашли телефон по выгодной цене — 30 000 ₽. Вы покупаете этот телефон с рассрочкой на 10 месяцев. В договоре прописана стоимость товара, 25 000 ₽, и сумма переплаты — 5000 ₽. На следующий день вы гасите весь долг, проценты пересчитываются, и вы получаете телефон со скидкой 17%. Не забудьте уведомить банк о досрочном погашении в срок, прописанный в договоре.
Заработок на кэшбэке. Для него нужна карта рассрочки. Например, условия у нее такие: можно оплачивать покупки деньгами банка или своими. Потратив в месяц 50 000 ₽ на покупки, вы получите кэшбэк в 5%.
Вы покупаете телефон за 20 000 ₽ на деньги банка, а потом вносите свои деньги и совершаете обычные покупки еще на 30 000 ₽. В конце месяца на карту возвращают 1500 ₽. Таким образом, вы получаете телефон со скидкой 7,5%. К сожалению, кэшбэк есть не у всех карт рассрочки, и не во всех банках он фиксированный.