Совсем недавно в порыве любопытства и прокрастинации я листала новостную ленту и узнала, что несколько лет назад Татарстан стал пилотным регионом для внедрения государственной программы "Доступная среда". Более того на этом все не закончилось. И в дальнейшем эта деятельность осуществлялась за счет другой гос.программы - "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан".
И тут моё шило в одном месте вынудило меня проверить насколько эта среда действительно доступная. В общем, эксперименту быть!
Неподалеку от моего дома есть два интересующих меня объекта:
- Станция метро "Дубравная", недавно открытая, а значит она должна быть доступная.
В итоге я решила лично пройтись от пункта А до пункта Б.
Первое, что я сделала - дошла до "Восхождения", в котором инвалидам оказывается комплексная помощь: социальная, психологическая и медицинская.
Этот центр не стоит на отшибе, отрезанным от реального взаимодействия с инвалидами колясочниками. Как раз наоборот. Соседнее от "Восхождения" здания - муниципальный жилой дом, который спроектирован специально для максимальной бытовой независимости людей с ограниченными возможностями.
Перед этим самым домом есть парковка для инвалидов, причем на каждом парковочном месте установлены специальные парковочные барьеры.
В общем, если коротко. На моем пути от "Восхождения" встретился только один светофор и несколько сходов с тротуаров. Причем ВСЕ(!) они были оборудованы пандусами, которыми активно пользуются не только инвалиды, но и дети из соседних дворов, катающиеся на роликах или велосипедах.
Ещё один светофор установлен на пешеходном переходе, чтобы пересечь улицу Дубравная и попасть уже непосредственно в небольшой сквер "Дубрава", о котором я уже писала. Кстати сквер является прекрасным представителем "доступной среды". На его территории установлены пандусы и специальный туалет, так что человек с ограниченными возможностями не оказался в какой-либо зависимости от другого человека и мог спокойно попить в парке кофе, что я лично регулярно наблюдаю.
В местах, где было необходимо пересечь дорогу, была зебра.
В итоге я не нашла по пути до станции каких-либо неудобств. Но что же на самой станции? Так как она новая, то о удобстве её использования всеми слоями населения задумались ещё на этапе проектирования. Для спуска в переход установлен лифт, а для спуска на станцию установлен подъемник для инвалидов. А чтобы попасть в вагон поезда на двух концах установлены специальные металлические пандусы.
Честно, я считаю, что эксперимент прошел более чем удачно. И на самом деле, в последнюю декаду я наблюдаю тенденцию к увеличению доступности среды, так как сама регулярно пользуюсь пандусами и лифтами, сначала с рождением сестренки 8 лет назад и необходимостью гулять с коляской, теперь же как велосипедист. Однако дело не только в съездах с тротуаров. За последние годы было адаптировано для нужд маломобильных групп населения почти 1000 объектов, среди которых объекты здравоохранения, культуры, образования, спорта и так далее.
А еще на территории Татарстана действует специальная интерактивная карта, на которой отображены эти объекты, причем можно увидеть насколько они доступны и для каких конкретных маломобильных групп населения.