Найти в Дзене

Клиент всегда прав? Или нет?

Оглавление

Откуда вообще это "утверждение" к нам пришло?

Есть много разных версий, что кто-то в середине 20 века использовал подобную фразу в своих то ли рекламах, то ли слоганах. Подтверждений этому особых нет. Но фраза жестко засела в головах у всех, и многие ей распоряжаются, как вздумается, и манипулируют теми, кто что-то продает или оказывает услуги.

Лично мне, как фотографу, попадались такие манипуляторы.

Мужской портрет, фотограф Кристина Клим, Санкт-Петербург, инстаграм @kristy_klim
Мужской портрет, фотограф Кристина Клим, Санкт-Петербург, инстаграм @kristy_klim

Идти на поводу у клиента - это последнее, что вы сделаете для своей работы!

Клиент не может понимать всех тонкостей работы кого-то, например, фотографа. Я знаю 1000 и 1 нюанс, о которых клиент даже не подозревает. И настаивая на чем-то, что просто не может быть исполнено, он не прав.

Тут главное своего клиента "обучить" - рассказать, почему это не может быть исполнено.

Есть ещё много разных вариаций, почему клиент не прав:

  • Требует то, чего вы исполнить не можете,
  • Просит вас поступить неэтично,
  • Просит слишком многого,
  • Отказывается от своих обязательств,
  • Грубит вам (и вообще ведет себя неуважительно и "вытирает" о вас ноги, потому что "заплатил").

Некоторые на столько уверены в своей влиятельности как клиента (из-за этой фразы, человек может думать, что он царь и бог!), что делают ВСЕ из списка выше. Его, кстати, можно дополнять ещё и ещё.

И, простите, но такого клиента я фотографировать точно не буду. И исполнять его прихоти "просто потому что" тоже! Как минимум это неуважение, как максимум унижение.

Кстати, я (да и вы тоже как исполнители) имею право выбирать клиентов. И если я понимаю на этапе переговоров, что натерплюсь потом от человека, то лучше я ему откажу.
А если вы не согласны, значит вы не мой клиент. Всё просто))
Мужской портрет, фотограф Кристина Клим, Санкт-Петербург, инстаграм @kristy_klim
Мужской портрет, фотограф Кристина Клим, Санкт-Петербург, инстаграм @kristy_klim

Под одной из моих статей было ооочень много комментов о том, что мне заплатили и я обязана делать все, что хочет клиент.

Спешу вас разочаровать. В мои обязанности не входит обслуживание всех хотелок: у всех фотографов свои принципы работы, свои нюансы, свои "делаю/не делаю". И если я не делаю чего-то, что очень хочет клиент, то я могу просто посоветовать ему коллегу, который поможет с исполнением желания! Это нормально, что вы чего-то не можете или по любой причине не хотите делать.

"Вы же получаете «уважение к своей работе» в виде материального вознаграждения. Что ещё нужно? " - написала мне одна комментаторша под статьей с опоздавшей клиенткой (жмите сюда, чтобы перейти и прочитать её. Там еще много всего такого). Да, только объём работы фотографа точно также определяется стоимостью, как и у любого другого специалиста. И если вы оплатили часовую съёмку с 10 фотографиями без журнальной ретуши, то вы не можете требовать фотосет на 3 часа и 50 фото в детальной обработке! Все это время и деньги!

Мой подход в работе такой:

Клиент всегда прав только в том, что он знает о моей работе, и в том, что я могу ему предоставить. Если он "качает права", грубит и утверждает, что "клиент всегда прав" - это не мой клиент. Более того, такого человека я даже не отправлю к коллеге!

Никто не говорит, что вы не можете отстаивать ваши права на качественные услуги! Это нужно делать! Особенно сейчас, когда многие недочеты спускаются на тормозах и пропускаются под лозунгом: "ну, ладно, не страшно, и так сойдет". Отстаивайте свои права, если вам привезли протухшую рыбу и побитые яйца из магазина, Если ваш заказ безбожно испоганили в типографии (о таком случае чуть позже расскажу). Если в химчистке из красного ваше платье стало розовым...

Но, пожалуйста, забудьте эту фразу. Клиент не может быть всегда прав хотя бы потому, что область его знаний несравнима со знаниями специалиста о своей работе. У клиента может быть море заблуждений, ложных представлений о вашей работе, он может верить в волшебство или всемирный заговор, и правым от этого он не станет.

Надеюсь, вы допускаете, что ваша правота определяется не статусом клиента, а здравым смыслом. Будьте терпимы и вежливы со всеми. Это поможет вам в получении желаемого!

-3

Подписывайтесь на канал

И читайте другие мои статьи: