В 1930-х годах поэт и исследователь футуризма Бенедикт Лившиц назвал нескольких художниц авангарда «амазонками». Этот термин прочно закрепился в истории искусства. Наталья Гончарова, Ольга Розанова, Александра Экстер, Надежда Удальцова, Любовь Попова и Варвара Степанова были возлюбленными выдающихся художников того времени, однако не остались в тени своих спутников и добились призвания самостоятельно.
Они начали карьеру в Париже, центре творческой жизни Запада, где погрузились в мятежный дух авангарда начала века. Там Экстер познакомилась с Пикассо, Браком, Аполлинером и другими представителями авангарда. Попова и Удальцова учились в Académie de La Palette в Париже вместе с Метценже и Ле Фоконье, где соприкоснулись с кубизмом и футуризмом, которые позже по-своему интерпретировали в своих работах.
«Этим настоящим амазонкам, скифским наездницам, прививка французской культуры сообщила только большую сопротивляемость западному «яду», и если ни одна из них не вырезала у себя правой груди, чтобы заменить ее досекинской тубой, то удержали их от этого главным образом соображения эстетического порядка», — Бенедикт Лившиц.
Ольга Розанова стала одной из первых защитниц абстрактного искусства в Советском союзе и на несколько десятилетий предвосхитила его развитие. Наталья Гончарова переосмысляла религиозную живопись и боролась с гендерными стереотипами не только в творчестве, но и в жизни: носила рубашки, напоминавшие рабочую одежду (ввела в моду рубашку-платье, ставшую прототипом прозодежды художника) и снялась полуобнаженной в кино.
Октябрьская революция стала переломной точкой в жизни амазонок. Гончарова, уехавшая в Париж по приглашению Сергея Дягилева для работы в «Русских сезонах», преследовалась полицией на родине — ее обвинили в распространении порнографии за изображение на картинах обнаженных женщин. Остальные приняли революцию и активно участвовали в общественной жизни страны. Кроме Розановой, которая умерла от дифтерии в 1918 году.
В художественных работах авангардисток можно особенно выделить интерес к цвету. В 1922-м году Л. Попова совместно с А. Весниным разработали и преподавали одну из дисциплин базового курса ВХУТЕМАСа — «Цвет».
Художницы также работали над костюмами и сценографикой для различных театральных постановок. Варвара Степанова и Любовь Попова создали новый тип одежды — прозодежду. Идея «производственного костюма» пришла из мира театра, когда Всеволод Мейерхольд, приравняв актера к трудящемуся, заявил о важности создания удобного для работы и жизни артиста костюма. Александра Экстер также работала в сфере моды, но подходила к производству одежды совершенно с другой стороны. Работая в «Ателье мод» Натальи Ламановой, она разрабатывала стиль ар-деко.
Исключенная из ВХУТЕМАСа Попова откликнулась на обращение 1-й Ситценабивной фабрики. Вскоре к ней присоединилась Степанова. Производство хотело привлечь художников для разработки новых орнаментов. Результат оказался блестящим и во многом повлиял на ставший популярным в 1960-е годы стиль поп-арт.
После смерти Ленина в 1924 году и прихода к власти Сталина контроль над искусством стал более жестким. Абстракция и свобода, свойственные авангарду, уже не пользовались поддержкой большевистского правительства. Художники были вынуждены подчиняться политике власти. В России Экстер с трудом могла заработать себе на жизнь, поэтому в 1924 году она была вынуждена эмигрировать в Париж. Попова умерла от скарлатины в том же 1924 году, всего на два дня пережив своего сына. В 1932 году государство распустило все художественные объединения и объявило социалистический реализм единственно приемлемой формой искусства, предлагавшей зрительные образы, понятные простым людям. Ближе к середине 1930-х годов, ухудшилось положение советских женщин, и если раньше они были главными героинями русского авангарда, то теперь их художественные триумфы отошли на второй план. Супруг Удальцовой Александр Древин был объявлен «врагом народа» и расстрелян в 1938 году. Через 20 лет умерла и сама художница. Степанова занималась фотомонтажом для одиозных книг и газет. После того, как Родченко подвергли остракизму за формализм во времена сталинского террора, она вернулась к таким сюжетам как пейзаж и натюрморт. Авангардистка прожила на родине до 1961 года.
Работы амазонок были запрещены в СССР. Забытыми они оставались до 80-х годов ХХ века: сначала их показали на выставке «Художницы русского авангарда» в Кельне, а затем на выставке «Амазонки авангарда», организованной музеем Гуггенхайма. Экспозиция открылась в Берлине, а позже побывала в Лондоне, Венеции, Бильбао, Нью-Йорке и Москве, вернув наследие художниц на родину.
Больше по теме:
Записи онлайн-фестиваля, посвященного юбилею ВХУТЕМАСа, где преподавали художницы. Бесплатно посмотреть.
Бесплатный курс лекций по истории ВХУТЕМАСа на сайте онлайн-школы Bang Bang Education.