Так исторически сложилось, что Алакуртти разделено на две части шумной и опасной рекой. Через Тунтсайоки перекинуты два моста. Ни тот, ни другой больше нельзя назвать безопасным.
В 30 – 40-х гг. прошлого столетия к старой границе с Финляндией была проложена железная дорога. Железнодорожный мост стоит до сих пор. После прекращения сообщения, мост был переделан в автомобильный. Но прослужил недолго. Мост признан аварийным уже не один десяток лет. Еще в 2006 году «Вечерняя Кандалакша» писала: «По заключению железнодорожной комиссии и комиссии «Мурманскавтодора» установлено, что идет разрушение бетонных конструкций под пролетными балками. К тому же, на этом месте предусмотрено по проекту восстановление железной дороги от Алакуртти до Российско–Финской границы. Финская сторона уже давно построила железную дорогу до границы с Россией». У России на этот счет есть сомнения. Переговоры начаты еще в 90-х годах.
Еще один мост, чуть ниже по течению, был впервые построен еще в военные годы. И использовался как автомобильный. Но, как известно, ничто не вечно и в конце 80-х годов майским половодьем мост частично смыло. Практически сразу отстроили новый, а последние лет пятнадцать он функционирует только, как пешеходный.
Весна 2020 года была короткой, но после снежной зимы подъем воды в Тунтсайоки был значительный. Устрашающие потоки сносили все на своем пути. Не выдержала напора стихии и единственная официальная переправа.
- Мост на наличие повреждений мы проверяем ежегодно после весеннего половодья. В этот раз тоже, как начала спадать вода в реке, мы осмотрели опоры моста и, к сожалению, обнаружили, что подгнили деревянные ряжи, из-за чего произошло смещение металлического пролета, - комментирует глава поселения Александр Самарин.
На основании отчета о техническом обследовании мостового сооружения, пешеходный мост признали опасным и не пригодным для эксплуатации. По постановлению главы администрации с.п. Алакуртти его закрыли для прохода с 11 июня 2020 года.
Что делать дальше?
Социальные сети Алакуртти накрыл настоящий шквал возмущений. И тому есть основания. На правом берегу также живут люди, а вся инфраструктура находится на другой стороне. Ремонту мост вряд ли подлежит, а детям осенью идти в школу. Объехать или обойти по дороге, длиной 10-12 км, не у всех есть возможность. К главе поселка стали поступать многочисленные вопросы.
- Я прекрасно понимаю, насколько это серьёзная проблема, но строительство или ремонт моста – вопрос не одного дня. Нужно будет произвести более тщательное обследование, заказать проектно-сметную документацию, провести процедуры по отбору подрядчиков, затем проект должен пройти Госэкспертизу. После этого необходимо будет направлять заявку на финансирование в региональное Правительство, и дождаться очереди на это финансирование. Это займёт очень много времени. Буду информировать жителей об этих шагах. Что касается доставки детей в школу, то специально для этого Правительство региона по заявке районной администрации приобрело школьный автобус. Он будет доставлять детей с 1 сентября.
Довольно сложно судить о том, когда нужно было начать «бить тревогу» и помогло ли это быстрее решить проблему. Известно, что в начале 2000-х вопрос о строительстве нового автомобильного моста уже поднимался, однако Правительство области тогда посчитало это финансово нецелесообразным. В планах было восстановление железной дороги до самой финской границы, и два высоководных моста на небольшом расстоянии друг от друга посчитали неуместным. Но за 15 лет железная дорога так и не появилась, а безопасных мостов больше не осталось…
Мы будем следить за ситуацией и освещать дальнейшие шаги в решении этой проблемы. Пусть новый мост будет новой целью.