Сюжет фильма незамысловат — в который раз семья безумных маньяков издевается над несколькими путешествующими подростками. Американских подростков, как обычно, играют половозрелые дядьки и грудастые тетки, чтоб веселей, значит, было смотреть. Какой же может быть слэшер без сексуального подтекста? Хотя, именно в этом фильме тема секса практически никак не раскрыта. Впрочем, «Дом 1000 трупов» (в нашем прокате он же «Дом 1000 привидений», он же «Дом 1000 мертвецов») это не чистый слэшер. Я бы охарактеризовал его как демонический слэшер, так как с маньяками-садистами здесь соседствуют сатанинский культ и какие-то потусторонние чудовища, но об этом позже.
В канун Дня всех святых четверо подростков путешествуют на автомобиле по сельской глубинке в поисках приключений. Через некоторое время они эти приключения закономерно на свой тухес находят.
Перво-наперво они проявили неуместное любопытство и поехали, куда не следовало — по местам маньячной славы местной знаменитости — Доктора Сатаны. Во-вторых, они подобрали попутчика, чего делать не следует никогда — это всем известно из фильмов ужаса. Наконец, незадачливые ребятишки не проявили предусмотрительности, не взяв с собой в дорогу запаску.
Конечно же, автомобиль путешественников потерпел аварию, вокруг лес, дождь, рэднеки. Они принимают приглашение зайти на огонек к милой семейке отшельников. Мама и дочь, похожие на дешевых бл*ей, дочь еще и шизофреничка. Дедушка, похабно шутящий по поводу и без повода. Гориллообразный сынок-урод, с мордой в кожаной маске, разве только без бензопилы. Патлатый глава семейства, похожий на изрядно постаревшего и исторчавшегося Курта Кобейна. Какой-то непонятный родственник в меховой шапке. Весь ассортимент неприятных типов, одним словом.
У подростков, конечно, очк душа начала трепетать и тревожно сжиматься. Они попытались поскорее свалить, но ничего не вышло. После недолгой культурной программы ребятишек начали всячески мучить и терзать. То волосы вырвут, то отрежут что-нибудь. Конечно, не так резво, как в последней серии «Резни бензопилой», но вполне на уровне.
Тут следует сделать лирическое отступление, и поведать о создателе этого фильма.
Музыкант, сценарист и режиссер Роб Зомби (Rob Zombie), и швец, и жнец, и на дуде игрец. Для него трэш-ужастики и слэшеры — это ностальгия по горячим семидесятым-восьмидесятым. Это хобби и заодно метод накосить бабла. При семи лимонах баксов бюджета фильму таки удалось взять почти семнадцать миллионов сборов.
Влияние музыкальной «металлической» сущности Роба Зомби в фильме «Дом 1000 трупов» четко прослеживается в виде особой клиповой эстетики. Добрую половину всех сцен фильма можно без изменений использовать в виде клипов. Финальные сцены — для готических и дум-металлистов. Чудесные черно-белые сцены, которые являются настоящей изюминкой фильма — для Мэрилина Мэнсона.
Если бы фильм провалился в прокате, Роб Зомби смог бы распродать его по частям на клипы, либо обеспечить свои собственные песни видео на годы вперед.
Теперь продолжу рассказ о сюжете фильма. Итак, мы оставили наших подростков в лапах маньяков. Маниакальная семейка всячески поиздевалась над своими несчастными жертвами, а одного из них — мальчика в очочках и с залысиной — сразу же замучили насмерть. По ходу фильма выяснилось, что одновременно с четверкой подростков были захвачены и зверски убиты несколько симпатичных девчонок из группы поддержки местной школьной команды по футболу, в трогательных таких платьицах.
Кстати, образ девочек из групп поддержки в виде жертв маньяка — это настолько же неотъемлемый элемент американского «ужастика», как школьницы в сэйлор-фуку непременный элемент хентая.
Двое полицейских, плюс отец одной из пропавшей девочек, были коварно заманены в логово маньяков и цинично убиты. Причем из старика-отца в лучших традициях жанра был изготовлен неплохой комбинезон с симпатичной маской, тут же опробованный главой семейства для устрашения детишек.
Выживших подростков, на следующий день, как стемнело, сразу же потащили на некое старое кладбище. Дело, напомню, происходило на Хэллоуин. Стало быть, подростков потащили к могилам не просто так, а чтобы принести в жертву темным силам.
Вот тут неплохой слэшер заканчивается, а начинается клоунада в стиле «Восставших из ада». Тут тебе и подземное царство Доктора Сатаны с фриками в масках и кожаных костюмах, демонами с топорами в чудных протезах, горами трупов и костей. Тут тебе утробное пение молитв задом наперед, тут тебе и сутаны, жертвенные костры, размалеванные рожи.
Двоих подростков мочат уже демоны под землей, подстрекаемые молитвенными завываниями семейки маньяков, которые оказались вдруг идейными сатанистами, а не просто свихнувшимися садистами. Традиционная последняя девочка убегает, поборов всех.
Затем утро, изнуренная, но живая оборванка на проселочной дороге. Вроде как хэппи-энд, перед титрами — обязательный для этого жанра злодей, вдруг настигший расслабившуюся героиню. Слова The End? — именно так, с вопросительным знаком, самым тупым намекающие на скорое продолжение.
Что можно сказать в целом о фильме? Смотреть можно, снято на твердую четверку. Особенно добавляют привлекательности фильму стильные черно-белые вставки, показывающие трудовые будни семьи маньяков. Лично мне не нравится смешение стилей. Навскидку могу припомнить только один фильм, где это вышло замечательно — «От заката до рассвета», где триллер про бандитов вдруг оборачивается вампирским трэш-ужастиком. В «Доме 1000 трупов» переключение со слэшера на демонический «ужастик» вышло натянутым. Видимо, Роб Зомби — это все-таки не Родригес с Тарантино.
Вердикт
Фильм неплохой, смотреть можно всем любителям ужасов. Фанатам чистых слэшеров может показаться скучноватым, особенно в последней трети.
P.S. Статья написана 20 мая 2008 года.