Александр Жибров
Немного поторопились, однако…
Осень. Очередное ЛТУ в масштабе дивизии. Прошли предполетные указания, времени до вылета почти один час, спокойно пошли в зону к самолетам. Штурмана идут следом, еще что-то уточняют по картам.
В "зоне" - кто прилег на травку, кто пошел за капонир курить…вообщем, выдерживаем паузу.
Посмотрел самолет, все готово, техник что-то еще доделывает под крылом. Решил проверить ЗШ, в крайнем полете была связь плохая, "высотник" что-то менял в нем, а проверить забыл. Сажусь в кабину, подсоединил разъем, включил радиостанцию, проверяю и вдруг слышу:
- 711-й запуск группой! ( а "711" позывной командира АЭ, п\п-ка Рассохи).
Первая мысль, наверно время удара поменяли, довести не успели…
Да , кажется "влетели", народ на травке "загорает", а ведущий уже запрашивает.
Кричу штурману :
- Запуск!!!
Тот недоуменно смотрит на часы и спокойно отвечает :
- Да еще рано, времени вагон целый!
В это время слышится запуск двигателей самолета ведущего в дальнем конце стоянки! Начинается беготня, суета и все остальное. А точнее "легкая паника"!
Самолеты с полной заправкой плюс бомбы, короче - вес нормальный, да и самолеты все в зоне в железных капонирах. Нет, потихоньку пошли запуски, начали рулить, только "сбор" звеньев на рулежке растянулся на большое расстояние, ну и скорость по РД огромная. Пошли взлеты парами, с заметным отставанием между группами. Погода ПМУ, боевой порядок плотный в звене, а "колбаса" со взлета, что надо…
Только вся АЭ взлетела командир командует :
- Группе 711-го крыло 60, скорость 1000!
Началась "скотогонка". Главное не можем понять – "Куда гоним? Какое время удара?". Минут через пять кто-то из ведущих скромно , как бы невзначай запросил :
- 711-й, время удара уточните?
- По плану! Прекратите разговоры! («война» однако!, режим «радиомолчания» соблюдать надо).
Опять летим, тут уже вся эскадрилья «крылья» сложила, скорость разогнала, а со временем какая-то путаница?
Но еще через минут пять кто-то настойчиво стал требовать назвать "время удара". Рассоха замолчал, выдержал паузу, а через пару минут в эфир пошла команда :
- 711-й, всем скорость 500, крыло 16 градусов.
Причина проста, как божий день! Володя Помелов, штурман у комэски случайно "перепутал" время на каких-то 20 минут…
Начались «маневры» на скорости 500. Высота от 4 км до 5-ти, все собрались в кучу, и вот 12 бортов выполняют сначала «змейку», потом виражи…
Мы звеном летели крайние, удовольствие не очень хорошее. Высоту уже берем какую удобно, далеко от положенной, главное не обогнать, да и по фронту тоже черт знает что.
В это время назад возвращается полк со «Старого», потом «Канатово», видя все это начинают подкалывать, что за «карусель», что за новый маневр?
Тут еще к ОБУшник «истребительский» с Вознесенска «проснулся»:
- А что это Вы там делаете???
Рассоха со злости выдал таким голосом (Противоракетный маневр!!!), что КП сразу замолчало. В итоге - время «погасили», «врага» разбомбили, прилетели - насмеялись вдоволь!
Витя Романов
С Витей Романовым в одном экипаже оказались благодаря «боевому расчету» на новый, 1987, год. Он чуть моложе, высокий, стройный, спокойный, грамотный. Как штурман – отличный.
Было какое-то взаимопонимание, причем, я могу сказать, во всех вопросах. Стоило только в кабине повернуть голову и попытаться что-то спросить - ответ следовал сразу. Витя был очень классный штурман. Про «человеческие качества» я и не говорю.
Сколько мы с ним и в командировках были, всегда было до такой степени, комфортно, что ни какой срок командировки на наше настроение не влиял. Скажу честно, ну так получалось, что как не «гоним» самолет на завод, или не забираем его от туда – всегда какие-то проблемы, способствующие задержки. Что самое интересное, абсолютно ничего не старались, в плане «продлить» удовольствие. Наконец, командиру эскадрильи (п/п-к Рассоха) надоело и по прибытию нас ждал «подарок» - «строгий выговор», причем без объяснений.
Что еще «роднило» нас в полку, так это машины. У Вити была «восьмерка» Самая первая в гарнизоне. Ну, и как всегда, слухи ходили разные. Мол, «зубило», «сырая» машина. Когда встал вопрос, что брать, он сразу посоветовал – бери, не пожалеешь. Когда взял «восьмерку», у народа как будто глаза открылись, всем тоже стала нравиться, но поздно. Машин стало поступать все меньше и меньше.
Кажется, в 1990 году, Витя надумал поступать в испытатели. Хорошо помню, как его и Лешу Ванеева отвез в Гомель, в аэропорт.
Витя волновался – поступит или нет? А у меня была почему-то абсолютная уверенность - поступит! Все получилось. И одно могу сказать, с кем бы он не летал, отзывы о нем , уверен на 100%, будут только хорошие.
Холостяк Миша…
С отпусками в летний период была напряженка всегда! Начальство летом в отпуск – сам Бог велел! Остальным – как получится… Получалось – очень редко.
Миша – старший летчик, по возрасту (28) вышел из комсомола, ну, и главное – «старый холостяк». Отпуск летом не светит однозначно.
Подходит время к июлю, Миша берет лист бумаги и пишет рапорт на 10 дней по «семейным обстоятельствам».
Командир АЭ:
- Миша! Какие у тебя еще «семейные обстоятельства», блин…?
- Жениться хочу!
- А… Ну тогда другое дело! Пора! Пора…
Подписывает рапорт и Миша через пару дней в «Гагры»!
Народ ржет!!! Я, первый год, не понял сначала, но Саша Руссков только намекнул:
- Жди, когда приедет!
Через пару недель приезжает Миша. Загоревший, посвежевший…
- Ну? Женился?
- Нет…
Комэска Мишу в канцелярию вызывает и там примерно такой разговор:
- Женился?
- Нет!
- Чего?
- Ну, понимаете, товарищ командир….
И пошло пространственное объяснение, смысл которого – не дождалась!
- Ну, ничего, Миша… Это даже к лучшему!
Менялись командиры АЭ, боевые расчеты, но «летний отпуск в Гаграх» - нет!