Что мы знаем о деревянном доме, в котором прошло наше детство?
Когда уходят целые пласты нашей повседневной истории, мы теряем саму возможность когда-нибудь вернуться к своим истокам, узнать о себе нечто важное. Вот так сейчас уходит от нас деревянный Владимир. Каждый день кто-то из новых собственников сбивает резные наличники и обшивает дом сайдингом, каждый день деревянные строения горят, а то и просто демонтируются и отправляются на свалки. Об уходящем деревянном наследии давайте расспросим Ивана Хафизова, московского фотографа, который настолько вдохновился крестьянским искусством резьбы по дереву, что написал книгу о наличниках и создал проект Nalichniki.com, где он публикует отчеты о своих экспедициях в города, поселки и деревни нашей необъятной России.
- Мое увлечение наличниками началось в период коронавируса, а как появилось ваше?
- Ситуация была совсем другая. Это был 2007 год. Но на самом деле все довольно близко: я был в городе Энгельсе Саратовской области в командировке, и мне нечем было заняться, поскольку в городе Энгельсе с музеями плоховато (тогда было, сейчас не знаю). Там был музей Льва Кассиля, но он был закрыт то ли на ремонт, то ли на совсем, я уж не помню. И, в общем, все!
По городу я точно так же ходил, как-то мне надо было «лечить глаза», я стал постепенно фотографировать все, что отличает этот город от того, к чему я привык. И, собственно, поскольку я живу в Подмосковье, а это Лобня, город, обслуживающий аэропорт Шереметьево, здесь высотные дома, где-то есть частный сектор, но и он довольно новый. А там были домишки со ставенками, с окошками, довольно простыми, но цветными! И вот у меня все началось с того, что я стал фотографировать цветные окошки. Я даже слова «наличники» тогда не употреблял, это были просто цветные окошки.
Думал, что на этом все закончится. Кто бы знал, что вот так оно все закрутиться...
- Во время карантина я искала старинные некрашеные дома с глухой в основном резьбой. Они мои самые любимые. Публиковала фото в ВК. И насколько мне удалось заметить, я не одинока в пристрастиях. Обнаружились краеведы, которые делают 3D-модели и виртуальный музей. Почему так много людей, наших современников, ностальгируют по дереву, как вы думаете?
- Мне кажется, это не вопрос ностальгии. Это просто красиво!
Потом камень кажется недоступным. Вот я сейчас думаю: «Мог бы я что-нибудь сделать из камня?» Да бог его знает! Я не знаю, как к этому подступиться.
А вот смог бы я сделать наличник из дерева? При этом надо иметь в виду, что я из дерева сделал только стенку из «Икеи». Я не мастер, но в принципе представляю, как сделать наличник: берешь лобзик и понеслась! Получится криво, плохо, но дерево ближе к человеку, то есть это такое исподволь понятное, мне кажется, творчество. Почти как поделки из картона. Отсюда и возникает понимание. А дальше люди ходят по городу, смотрят и думают: «Ого! Вот оно! А мы раньше этого не замечали!»
- Но мне кажется, что причина еще и в другом: в той бездушной архитектуре, которая заполонила наши города. Это прозвучало в вашем предыдущем ответе.
- Тут еще я бы добавил. Те дома, которые строили в XIX – начале XX века, - дома личные, персональные. То, что современные дома отличаются и вводят в уныние, это так. Я хотел бы добавить, что деревянные дома, которые мы видим и знаем, - это дома, которые строились либо самим хозяином, в случае крестьянских, либо на заказ в случае купеческих, дворянских домов, то есть человек принимал в оформлении дома непосредственное участие.
Современные многоквартирные дома не совсем корректно с ними сравнивать, более корректно сравнение внешнего вида частного дома с наполнением своей комнаты или квартиры, то есть человек относился к этому как к чехлу от телефона, к наклейкам на холодильник, ноутбук.
- Ловлю вас на слове! Хочется узнать: есть ли у вас что-нибудь из деревянной резьбы в вашей городской квартире? В моей есть: это стеллаж в форме наличника глухой резьбы работы владимирского резчика Виктора Покровского.
- Несколько лет назад я познакомился с удивительным резчиком Валентином Яковлевым, который делает макеты наличников, небольшие, размером примерно 20 на 25 сантиметров, и я стал их коллекционировать. У меня их сейчас штук 20 висит на стене в гостиной комнате. И я, и все гости на них смотрят, причем там все по регионам: каждый наличник олицетворяет свой город или свой регион. И сейчас мы вместе с мастером разрабатываем сборную модель, чтобы любой человек мог купить набор, собрать наличник и повесить у себя.
- Давайте попытаемся кратко изложить историю появления резьбы на Руси, ведь когда избы топились по-черному, резьба была не нужна. Все равно все в копоти, ничего не разобрать. Откуда пошла мода на украшение деревянных домов резьбой?
- Наличники появились поздно, а резьба появилась рано. В культурном слое Великого Новгорода XI века резьба по дереву была зафиксирована. Это так называемая прорезная резьба, но это не наличники, а причелины, доски, которыми украшались скосы крыши. Конечно, там такие толстые, грубые доски, в них прорези размером не с палец, а с кулак, массивные, суровые.
Все это примерно до XVII века развивается постепенно и плавно. И только в XVII веке из-за изменений технологий строительства появляется резьба на окнах, потому что появляются стекла. Потому что стекло пришло довольно поздно — это конец XVII – начало XVIII века. Всего-навсего 250 — 300 лет тому назад! Первый стекольный завод на Руси появился, если не ошибаюсь, в 1634 году, при этом он делал склянки для аптекарей, но не стекла для домов.
Уже тогда использовалась слюда в качестве окончины. Кто победнее, в зимнее время вставлял в проемы льдинки. В то время еще нет такой конструкции, как оконная рама, то есть четырех брусков, которые срезаны по косой, - так называемая «косящатая рама». Это как раз конец XVII века.
Все это постепенно появляется, и вот уже в начале XVIII века можно говорить о том, что окно приобретает законченный вид: косящатая рама с украшениями.
- Пока вы рассуждали про льдинку и слюду, мне вспомнился бычий пузырь.
- Когда начинаешь изучать что-нибудь, оказывается, что ты себе совершенно неправильно представлял какой-нибудь фрагмент истории, про который тебе забыли рассказать.
Вот мы сейчас смотрим и думаем: зачем окно? Ну чтобы смотреть, чтобы проветривать, поговорить с кем-нибудь, передать что-то в окно. На самом деле в деревянном доме делались совершенно разные виды проемов.
Чем отличается дверь от окна? В дверь ходят, а в окно — нет. Раньше окно, которое освещало помещение, и окно, которое было предназначено для вывода дыма, - это были совершенно разные отверстия. Окно, которое затягивалось бычьим пузырем или слюдой, не открывалось и служило для освещения. А вот окно, которое было предназначено для вывода дыма, закрывалось волоковой задвижкой.
Было еще и такое интересное окно, маленькое, размером 30 на 30 сантиметров. Оно открывалось, чтобы давать подаяние нищим. Придумали его староверы, потому что у них было не принято выходить к людям, они жили довольно замкнуто. Если человек приходил к ним и что-то просил, то они открывали именно это окно, подавали кружку с водой или подаяние и закрывали. Ни кружку, ни какую-либо другую посуду они назад не забирали. Считали, что если этот предмет использовал чужой человек, то его уже в руки брать нельзя.
Кстати говоря, это спасало общины староверов в периоды эпидемий, потому что они не употребляли то, что трогали другие люди и соответственно не заболевали.
Ольга Романова, Радио России Владимир