Я давно хотел записать эту историю, хотя бы для того, чтобы не забыть ее. Помню, когда впервые услышал ее, летом 2008 года, она произвела на меня какое-то особое впечатление.
В общем, в этом самом 2008 году, прямо перед Чемпионатом Мира по артистическому фехтованию, мы проходили обучение в древней столице Дании Роскильде. Мы это я, и мой партнер по сцене Галина Чернова. Уточняю это потому, что русских на этом семинаре больше вообще не было. И мы понимали, что в течении всего обучения, нам постоянно придется сталкиваться с языковым барьером. Этого, однако, не произошло.
Среди студентов NSFS (Северная ассоциация сценического фехтования), нам встретилась немка по имени Анна, которая владела русским языком получше иного русского. Говорила она совершенно без акцента, легко и даже с каким-то особенным удовольствием. Выяснилось, что она училась в Москве. Но ее «русская» история началась намного раньше…
В 1941 году, дедушка Анны (ее, разумеется, тогда еще на свете не было), вместе с другими солдатами Вермахта вторгся на территорию СССР. Сколько-то времени повоевал, и попал в плен. И вот так получилось, что там, в плену, у него сложились неплохие отношения с кем-то из советских солдат. Тот солдат, даже подарил Аниному деду деревянную ложку.
В общем, в плену захваченные немцы пробыли не долго, их периодически перемещали с места на место и, в какой-то момент – повели. Каким-то особым образом повели. В общем так, что немец этот почувствовал, понял, что их не просто куда-то передислоцируют, а ведут расстреливать.
Но ему повезло. Тот советский солдат, который ложку ему подарил, сумел развязать пленному руки, и незаметно толкнуть его в какие-то кусты. Там Анин дед просидел до темноты, а затем, пойдя по лесу уж неизвестно как и сколько суток, выбрался к своим. То есть к немцам.
Того советского солдата, дед больше не видел.
А спустя положенное время война закончилась. Те немцы, которым посчастливилось выжить, вернулись домой и стали жить обычной мирной жизнью. Так и с нашим героем. Он женился, обзавелся детьми, а затем и внучкой. И, как это положено всем дедушкам, наш герой любил рассказывать своей внучке Ане о своей молодости, о войне и о советском солдате, который когда-то подарил ему жизнь. Кстати, доказательство правдивости его слов всегда было на глазах у домочадцев – всю свою еду дед, до самой смерти, ел той самой деревянной ложкой, говоря: «я хочу, чтобы мой суп был горячим».
И, видимо, на Анну эта история тоже произвела впечатление. Да такое, что она занялась изучением русского языка и культуры. Сначала самостоятельно, затем профессионально - поехала учиться в Москву.
Здесь бы, по всем правилам хорошего рассказа, следовало бы написать какое-то хорошее заключение. Что-то с моральным подтекстом. Но у меня такого заключения нет. Поэтому оставлю эту историю как есть. Просто чтобы не забыть.