Джундуб [ибн ‘Абдуллах], да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто сказал о Книге Всемогущего и Великого Аллаха по своему мнению* и оказался прав, тот всё равно ошибся**»***.
Тирмизи, № 2952
* Имеется в виду, что, говоря, он руководствовался только своим разумом, не опираясь на слова учёных — знатоков арабского языка, согласующиеся с правилами Шариата. Иными словами, подразумевается мнение, не подкреплённое шариатскими доказательствами [‘Аун аль-ма‘буд].
** Иначе говоря, пошёл не тем путём, который требуется в данном случае. Если что-то разъяснено в Коране и Сунне, то этого достаточно, если же что-то не разъяснено, то мы должны обращаться к словам учёных, дабы они, опираясь на то, что разъяснено, вынесли суждение о том, что не разъяснено. Может иметься в виду, что если мнение человека, высказанное им без знания основ шариатских наук, совпало с действительностью, то это совпадение не является похвальным [‘Аун аль-ма‘буд].
*** Причина в том, что никакой заслуги самого человека в этом совпадении не было, поскольку он не прилагал усилий для того, чтобы прийти к правильному пониманию Корана и Сунны, используя пути, которые предназначены для этого религией, а лишь сказал то, что диктовал ему его разум. Может иметься в виду тот случай, когда у человека уже есть какое-то мнение, и он истолковывает аят в соответствии с этим своим мнением, и если бы не это мнение, то он не выбрал бы это толкование. При этом человек может знать, что смысл аята на самом деле иной, а может не знать этого, но, поскольку аят неоднозначен, он выбирает толкование, которое соответствует его целям. И если бы не его цель, он не выбрал бы это толкование. Бывает также, что у человека правильная цель, и он ищет обоснование в Коране для правильного по своей сути мнения, но приводит в качестве такого обоснования то, о чём он знает, что оно несёт в себе иной смысл, как поступают утверждающие о том, что под Фараоном в аяте подразумевается человеческая душа. Второй случай: когда человек спешит истолковать аят в соответствии с поверхностным значением, основываясь только на правилах арабского языка и не используя те нюансы, которые передаются учёными относительно смысла данного аята и отдельных слов и фраз в нём, а это необходимо для правильного истолкования аята [Тухфат аль-ахвази].