Найти тему

О любви и верности: Пётр и Феврония. Вы это серьёзно???

Взято на Яндекс.картинках
Взято на Яндекс.картинках

Тут на днях как-то незаметно прошел так называемый День семьи, любви и верности. Отмечается с 2008 года. И впервые об этом – весьма для меня странном и сомнительном празднике – слава Богу, не кричали из каждого утюга. Возможно, наши большие начальники, наконец-то, почувствовали, что что-то с этим Днём семьи не так… Мне тоже думается, что не так.

Ну, во-первых, наши начальники и церковники и не скрывали, что праздник придуман как альтернатива Святому Валентину. Чем им Валентин-то не угодил? Тем, что святой католический? Так Валентин жил в те времена, когда ещё не было разделения церкви на Западную и Восточную. Как по мне, так это очень милая традиция - валентинки отправлять тому, кто тебе симпатичен. Нет, нужно своё, сермяжное…

И вот нарыли других святых. Своих, сермяжных. И «наш российский Валентин» приурочили ко дню памяти святых Петра и Февронии Муромских. Всё бы ничего, но весьма оказались мутные персонажи, однако. Начнём с того, что в летописях нет никаких упоминаний о муромском князе Петре и супруге его Февронии. Вот нет, и всё тут! По одной версии Пётр и Феврония отождествляются с муромским князем Давыдом Юрьевичем и его женой Ефросиньей (начало XII века). То есть, Феврония – никакая не Феврония, а Ефросинья? Ну, хотя бы фонетически похоже… А вот как это Давыд стал Петром? А-а! Он, оказывается, перед смертью принял постриг с именем Петра. Ну, для средних веков вполне нормально. Мы все, например, знаем святых Кирилла и Мефодия. Так вот Кирилл всю свою жизнь был Константином. И только перед самой смертью принял постриг под именем Кирилл. ОК, норм. Но…

По другой версии, Пётр и Феврония и вовсе являются выдуманными персонажами. И единственный источник сведений о них, даже не летопись (хроника), а некая «Повесть о Петре и Февронии Муромских», и написана она в конце XIV века! То есть через 250 лет после Давыда и Ефросиньи! Вот например, отсчитаем 250 лет назад от сегодняшнего дня - это 1770 год. Вы реально можете представить, что без книгопечатания, всеобщего образования, СМИ и литературы некая частная история пусть и княжеской, но отдельной семьи могла бы дойти через два с половиной века без искажений? Или вообще как-то сохраниться в памяти? Если бы вы не учились в школе, не читали художественную литературу, не смотрели кино и ТВ, вы бы знали сегодня, что там было в 1770 году? Я думаю, даже те, кто учился-читал-смотрел, вряд ли навскидку вспомнят… Вопрос на засыпку: кто правил Российской Империей в 1770-м? Без Гугла. Сходу. Все ответили правильно...?

Ну, далее, собственно история Петра и Февронии как образец семьи, любви и верности… Очень хочется взять в кавычки, однако.

Молодой князь муромский Пётр заболел проказой. На сегодняшний день эта гадость внесена в группу «забытых болезней», но в средние века это была беда конкретная - не лечилась и приводила к мучительной смерти. Плюс ещё, хворь была дико заразная – тут даже коронавирус отдохнул бы! И то ли прослышал где-то князь, то ли приснилось ему, но проведал он, что есть в его княжестве простая крестьянка, знахарка Феврония, и она может его вылечить.

И вот князь Пётр (князь, Карл!) приходит к крестьянской девке… ну, это как бы сегодня условный такой Греф приехал бы к сельской фельдшерице куда-нибудь в Верхние Засранки и сказал бы: «Челом бью, дева! Вылечи меня! Слыхал, ты можешь». А фельдшерица в ответ: «Вылечу! Два пальца об асфальт. Только ты женись на мне, Грефушка! И чтоб Майбах мне с водителем, и шубохранилище полное, и вилла на Мальдивах – вот тогда и вылечу». Утрирую слегка, но по тем временам примерно так это бы и выглядело, когда крестьянская девка – простолюдинка – в уплату за лечение потребовала от князя на ней жениться. Наглость запредельная.

Тут бы князю велеть её на конюшне батогами выпороть… так вот ведь проказа – штука серьёзная. А обещать - не значит жениться. Ну, князь и пообещал.

Это начало истории о Любви, Семье и Верности. Перехожу на заглавные буквы. Иначе пафос маразма потеряется. То есть: история про любовь начинается с шантажа и обмана? Вы серьёзно? Нам впаривают национальный праздник семьи на примере того, как ушлая бабёнка вынуждает просящего её о помощи мужика согласиться на совершенно неприемлемый для него брак? Это любовь? А мужик этот просто беспардонно планирует её «кинуть». Это верность?

Дальше – больше. Феврония вроде как вылечила князя, но не до конца. Очевидные симптомы исчезли, но курс лечения завершён не был. Однако Пётр подумал, что уже здоров и, конечно, жениться на девке безродной не стал. Ну, то есть кинули друг друга оба. И когда недолеченная болячка вернулась, приполз княже к Февроньющке обратно. И пришлось жениться. Вынудила-таки. Ну просто на Февронья, а Хавронья какая-то…

У меня одной это вызывает недоумение: в качестве эталона семьи нам предлагают пару, где брак был заключён вынужденно? Под давлением? Хитростью и обманом? Где сначала оба хотели друг друга обдурить, но верх взяла самая хитрожопая? Ну, я как-то по-другому себе любовь представляю…

Разумеется, что окружение Петра – бояре, дружина – категорически отказались принимать простолюдинку в качестве княгини. К тому же, судя по началу истории, характер у тётеньки был тот ещё… в общем, видимо, она всех так достала, что бояре потребовали от Петра выгнать её.

Пётр не решился прогнать жену – видать, слабоват был характером - и, дабы избежать смуты, они уехали из Мурома вместе. Вроде, тут можно выдохнуть: ну вот же доказательство того, что между ними возникла-таки любовь! Возможно. Вот только… а дети где? Почему детей у них не было? Что это за бездетная семья, которую нам ставят в пример? Пётр женился по безысходности, но жену на дух не переносил и не спал с ней? Странная пара, имхо.

Через некоторое время княжеская чета всё-таки вернулась в Муром, и боярам пришлось смириться с присутствием Февронии. По легенде бояре и народ её даже полюбили… но что-то мне сомнительно.

Под конец жизни Пётр и Феврония всё-таки разошлись – причём, по разным монастырям. Скорее всего, они до такой степени друг другу осточертели, что разбежались, да так, чтобы гарантированно нигде и никогда не пересечься даже случайно. В мужской монастырь бабе ходу нет, в женский - ходу нет мужику. Надёжно.

Далее легенда гласит, что умерли они в один день и были похоронены в одном гробу. Это вроде как была их последняя воля. Мне кажется, было не совсем так. Судя по всему, Феврония была баба вредная и сварливая. А Пётр не умел и не смел её приструнить. И так они всех за долгие годы своей совместной жизни в «любви и верности» заколебали, что положили их в один гроб – грызитесь и на том свете, супружники!

В итоге сегодня мы имеем более чем странный праздник. День семьи, любви и верности, олицетворением которых выступают насквозь лживая аферистка и её непутёвый муженёк. Детей в этой эталонной семье нет. Рука об руку до конца жизни – тоже не получилось… так что же мы празднуем?

Неужели в нашей более чем тысячелетней истории не нашлось менее сомнительного примера для подражания? Ярославна, жёны декабристов, пушкинская Татьяна: это навскидку – первое, что в голову приходит. Если покопаться, уверена, найдутся достойные персонажи. Да в конце концов, выбрали бы какой-нибудь день и назвали бы его тупо Днём Ивана да Марьи. Кто будет спорить, что Иван да Марья – образец семьи, любви и верности? Вон, День Матери назначили на последнее воскресенье ноября и норм. Впрочем, День Матери – это уже другая история…