Развод – это стресс для тех, кто разводится, но они сами это выбрали. А выбирал ли ребенок? И если бы его спросили, хочет ли он, чтобы его упорядоченный мир рухнул, что бы он ответил?
Сегодня мы поговорим о непростой теме – дети и развод родителей. Здесь о том, что именно чувствует ребенок в процессе развода. Поговорим и о наименее травматичном для ребенка способе озвучить и пережить родительское решение. Будет и непростая. Но это вопрос, который все чаще задают мне родители.
Развод, кто бы что не говорил, это, действительно, стресс. Внутри каждой стороны развода идут свои «процессы». Как мама, так и папа, находятся в своих переживаниях и мыслях, связанных с будущим, которое ждет их уже порознь. И многое вокруг не замечается. В частности, то, что обязано происходить с их детьми. Ошибка считать, что если ребенок внешне спокоен, играет, занимается своими делами, он не переживает и все хорошо. Он переживает и будет переживать, даже если Вам этого не показывает. А вот почему не показывает, это другой вопрос…
Есть два типа детей:
1. Те, кто открыто проявляет свои эмоции;
2. Те, кто эмоции запирает в себе, чтобы не встретиться с отторжением родителей.
С первыми легче, поскольку они могут выплеснуть накапливающееся напряжение вовне и им становится немного лучше. Процесс адаптации проходит быстрее.
Со вторыми сложнее и Вы можете понять, что с ребенком что-то происходит, не сразу. И то, признаки будут косвенные.
Вообще, считать, что ребенок нормально переносит развод – это такой родительский защитный механизм. Он помогает не чувствовать свою вину за то, что своими действиями родители причиняют боль ребенку. Делают что-то, что заставляет его страдать. Своего рода самообман, чтобы стало легче.
Давайте о том, что чувствует ребенок.
1. Он чувствует, что его мир рухнул. Теперь не будет всего того, к чему он привык. И это чувство страха.
2. Ребенок чувствует, что может потерять и второго родителя. В понимании ребенка родители разводятся с ним. И, значит, мама тоже может развестись с ребенком. В нашей стране чаще всего ребенок остается с матерью, потому и привела именно такой пример. И малыш начинает держаться за маму изо всех сил, никуда ее не отпускать, бояться, что она не придет за ним в детский садик, просто не вернется с работы…. Он постоянно находится в этом стрессе и со страхом потери внутри. В школе начинаются проблемы с оценками и родителя просят «заняться» успеваемостью ребенка. А это просто способ получить еще больше внимания. В таком состоянии идеальный вариант для ребенка – это заполонить весь мамин мир собой. Чтобы всегда вместе и ни шага в сторону.
3. Внутри идет противоборство двух чувств – любви и привязанности к ушедшему из семьи родителю и агрессии и злости на него за то, что он ушел. Противоборство ожесточённое и травматичное. И выбрать нельзя.
4. У ребенка снижается самооценка. Он чувствует, что как будто недостоин любви. «Ведь папа же ушел». Ребенок думает, что родитель ушел из-за него, что это он плохой. Был бы хорошим, родитель бы остался. Вспоминаем про то, что ребенок считает случившееся разводом родителя с ним лично.
5. Чувство, что бросили, не смотря на то, что один родитель остался. В будущем это может привести к повторению родительского «сценария». На фоне низкой самооценки выросший ребенок выбирает партнеров, которые так же, как и его родители, бросают, изменяют, обесценивают и т.д. и такое отвержение переживают вновь и вновь.
6. Еще одно чувство – это вина. Вина за то, что ребенку не удалось помирить родителей, удержать одного из них. Бывают даже случаи психосоматики, которые детское подсознание использует для удержания родителя.
Один папа периодически пытался уйти из семьи. Его маленький сынишка страдал приступами энуреза и те обострялись только когда папа в очередной раз уходил. Папа, логично, возвращался и все проходило. Папа сына очень любил и не мог оставить в таком состоянии. Приступы были бессознательным способом сохранить семью. Это делалось не специально, но работало.
Многие родители ошибочно полагают, что ребёнок не будет переживать развод, если папа или мама плохо к малышу относились, били, издевались или имели какие-то зависимости. А еще, многие родители думают, что чем раньше они разведутся, тем легче ребенку. Я имею в виду, чем младше ребенок (год-полтора), тем проще, ведь он ничего не запомнит…. Это не так. Он все равно будет испытывать эти чувства и для него это серьезная потеря, сколько бы ему ни было.
Если родители готовы допустить, что они разводом причиняют боль и страдания ребенку, то допускают, что ребенок будет переживать. Даже если он этого и не показывает. Если допускают, то и разрешают ребенку проявлять эти эмоции открыто. И ребенок быстрее и легче пройдет этот непростой этап.
Если Вы понимаете, что брак не спасти, не стоит спрашивать у ребенка разрешения на Ваш развод. Это ваша ответственность и только ваша. Ребенок просто с ней не справится. Задача не говорить, что так будет лучше. – Для ребенка было бы лучше, если бы вы вообще не разводились. И ни в коем случае не говорите, что папа уехал в командировку, ушёл на войну, лежит в больнице и т.д. Дети чувствуют, когда им врут!
Необходимо поставить ребенка перед фактом того, что вы разводитесь. Желательно делать это вдвоем. Объясните, что произошло то-то и то-то, что теперь будет так-то и так-то. Иными словами, расскажите ребенку, что с ним будет дальше, и как все это будет происходить. Важно дать понять, что вы остаётесь для него папой и мамой и будете продолжать его любить.
Сохранять брак ради детей тоже не стоит, если отношения разрушены. Ребенок это видит и чувствует. Тоже так себе удовольствие…. Бывает, что сохранение семьи более травматично для ребенка, чем развод родителей. Об этом мы и поговорим в следующий раз.
Берегите себя и своих близких!
Остались вопросы?
Будем рады Вам помочь: 8 (800) 700 90 28
https://studiolucia.ru/
studiolucia@mail.ru
VK: https://vk.com/studiolucia
Instagram: https://www.instagram.com/studio_ibragimova/
Автор: Ибрагимова Люция Равилевна