Наговорили тут на неё «пушкиноведы» всякое, наплели несусветного, чего только не напридумывали. И «дурные, грубые манеры имела и какую-то пошлость в правилах» (отзыв княгини Е. Догоруковой). И «скупа была», и «порочные наклонности». И мужа в болезни не спасла, и женитьбе Пушкина на Натали сопротивлялась, и едва ли не продала ее Александру Сергеевичу за одиннадцать тысяч рублей. А вдобавок поэта не любила, третировала, за всё на свете бранила! Это наше всё-то, солнце русской поэзии!
Ну, прямо, исчадие ада! От такой бежать на другой конец света только и остаётся...
Давайте разбираться.
Для начала взглянем на портрет Натальи Ивановны Гончаровой, матушки Натальи Николаевны Пушкиной. Вот она в девичестве, Загряжская Наталья Ивановна.
Редкие доброжелательные к ней люди говорили, что была несравненно хороша! К Пожалуй, даже милей дочери. К тому же, весьма образована, знала несколько языков, была принята во фрейлины двора при Елизавете Алексеевне. Происхождение её было весьма нерядовым. Ее отец, полковник-кавалергард Иван Александрович Загряжский, сказывают, был изрядным ловеласом и на военной службе в Дерпте (Тарту), отбил там у балтийского барона фон Поссе его молоденькую жену Ульрику. И увёз её на родину, попервости утаив от неё, что уже женат был. История, согласитесь, скандальная, но вполне в духе времён даже много позднейших, вспомним хотя бы Печорина и его Бэлу.
Привез полковник баронессу в родное имение, повинился или нет перед прежней женой то нам неведомо, но оставил их обеих друг с дружкой, дескать разберётесь тут сами, и отбыл в столицу по делам службы.
Тут и родилась Наташа-старшая. Самой судьбой ещё до рождения обиженная. Думаю, ещё в детстве-отрочестве ей немало порассказали мамки, тетки о мужском коварстве и необходимости не доверять этому жуткому племени, остерегаться безмерно и бесконечно.
Отметим это, как первый её урок. Второй же урок относительно ненадежности мужчин она получила уже в Петербурге. Когда её красота едва не стала причиной лично её погибели. Известно, что на Наталью Ивановну обратил взор любовник императрицы Елизаветы штаб-ротмистр Кавалергардского полка Алексей Охотников.
Стоило по двору пройти слуху, что он влюблен во фрейлину, случились роковые события. Ее практически без её воли выдали замуж за дворянина Николая Гончарова. Свадьба состоялась при дворе за три дня до того, как сам Охотников был заколот кинжалом при выходе из театра после оперы.
В чем был урок? О, он был многогранный! И главный, на всю жизнь, что нужно беречь её дочерей, особенно Наташу, которую более других дочерей любила, от нравов высшего света.
Да и собственное замужество принесло Наталье Ивановне немало страданий и уроков.
Николай Гончаров, муж ее, человек хоть и образованный, и талантливый, со временем начал злоупотреблять спиртным. Не исключено, что из-за этой страсти он стал страдать еще и психическим расстройством, вызванным ушибом головы при падении с лошади.
Словом, будущая теща Пушкина была женщиной с весьма непростой судьбой и страхом за судьбы своих дочерей...
(Продолжение следует)