Перевозки на дальние расстояния – отдельный мир. А в нашей стране он еще и весьма специфический. Ибо то, что отмечено на карте дорогой, по факту может оказаться просекой в глухом лесу. А от придорожного сервиса можно ожидать как крутых отелей через каждые 20 км, так и одной покосившейся будки WC на сотню верст. Так что неудивительно, что советские, а теперь российские водители, хотят себе если уж и не иномарку, то хотя бы кабину побольше. Вдруг придется в ней пожить недельку-другую…
Когда-то в далеких 60-х ЗИЛ планировал создавать седельные тягачи не только для местных линий, но и вполне себе для среднего «дальнобоя». Увы, по факту подобные машины создавали сами водители, «перепиливая» в обычные бортовые трехосники ЗИЛ-133ГЯ. Впрочем, вышло даже лучше, ибо длинная база позволяла приваривать к кабине полноценный спальник, да еще и место под «багажный» отсек оставалось.
Получив «квадратную» кабину, ЗИЛ обзавелся и ее вариантом со спальным отсеком. Правда, места в нем было маловато, да и самих седельных тягачей нового поколения было сделано совсем немного. Так что на дальние расстояния, как и прежде, ходили переделанные в тягачи грузовики. Рама-то осталась такой же длинной, так что создать на ней спальный отсек размером с «однушку» проблем не было.
Клише: «страшнее волка или рыси автомобиль из Кутаиси». Тем не менее, «Колхиды» тоже работали на «дальнобое», потому как «на безрыбье и рак – рыба». Разумеется, водители пытались создать комфорт и в их кабинах. Хотя бы крышу приподнять, чтобы чувствовать себя внутри свободнее. На данном варианте еще «фэйслифтинг» провели, оси «проапгрейдили».
А вот это вообще шедевр. На шасси от «Колхиды», не моргнув глазом, натянули кабину от МАЗ-500. Если бы не короткая база и зиловские мосты – МАЗ и МАЗ, какая еще «Колхида»? Не знаю, насколько белорусская кабина была лучше грузинской, но факт остается фактом.
Один из флагманов советского «дальнобоя» и бесспорный король «арбузовозов» - КАМАЗ. Его «вечная» кабина родом из 60-х удобной и комфортной кажется только самому заводу, раз он до сих пор ее производит. Сами же водители особых восторгов от нее не испытывают уже лет сорок. В итоге на дорогах легко встретить варианты с наращенной крышей различной высоты. На фото «лайтовая» версия тюнинга экстерьера, но с ярославским мотором под кабиной.
Любимая тема для переделок – КрАЗ. Не потому что он диво как хорош в дальней дороге, а потому что больше всего похож на американские дальнобойные тягачи. Над внешностью даже особо мудрить не надо – пару ярких штрихов и «а-ля американец» готов к эксплуатации. Кстати, для конверсий обычно выбирают бортовые КрАЗ-257 и шасси КрАЗ-257Б1 - у них рама длиннее, чем у заводского «седельника» КрАЗ-258. А значит, можно на нее что-то водрузить. Вот тут не только крышу подняли и полноценный «спальник» приварили, но и третий мост отрезали.
А это лидер парада переделок, по моему мнению. Капот – КрАЗ-260, передняя ось – КрАЗ-257, задняя тележка - КамАЗ. И кабина, судя по характерным окошечкам, от ГАЗ-66 с приваренным спальным отсеком! Что заставило владельца собрать такого мутанта, остается загадкой. Но вышло оригинально и даже гармонично…
Когда-то 500-е МАЗы были единственными отечественными грузовиками, которые ходили в Европе в составе автопоездов «Совтрансавто». Это было своеобразное признание. Однако это вовсе не значит, что их кабина была верхом совершенства – просто на наших просторах она была хороша. Времена СССР прошли, а «лобатые» МАЗы остались, и до сих пор их можно встретить на трассах. Так как с длиной кабины можно мало что сделать, «мазурикам» наваривали крышу. И неплохо получалось!
Впрочем, даже среди «лобатых» мазов можно было встретить уникумы. Как вам такая смесь ходовой МАЗ-5429 и кабины от КАЗ-608В «Колхида»? Чтобы она встала на место «родной», ее пришлось намного «нарастить» снизу, но в итоге вышло неплохо. Мне еще шины нравятся с развитыми грунтозацепами везде, кроме ведущих. Креативненько!
Нет, про «Урал» я тоже не забыл. Из-за более современных форм, чем у КрАЗа, конверсии на его основе не такие брутальные, но имеют место быть. Чаще всего им просто приваривают спальник средних размеров и наваривают крышу. Разумеется, вариантам с бензиновыми моторами под капот ставят дизель. И если полный привод не нужен, заменяют переднюю ось – как на фото.
И в завершении «Король дальнобоя» - самый известный КрАЗ российских дорог. Машину создал Роберт Ервандян из Пскова. Благодаря большой статье в газете «Авторевю» СуперКрАЗ стал эталоном того, как нужно переделывать грузовики, чтобы было не только функционально, но и красиво…