Найти в Дзене

“Все, что было не со мной, помню”

Сегодня друзья мои, мы поговорим с вами о памяти. Сделаем мы это кратко и быстро несмотря на то, что в психологии памяти как комплексу познавательных процессов посвящается много времени. Если кратко, то ПАМЯТЬ — это комплекс процессов в головном мозге человека позволяющий сохранять и воспроизводить ЗУН (знания, умения, навыки). Существует целая классификация видов памяти, типов запоминания. Например, некоторые исследования, посвященные проблематике памяти говорят о том, что даже у моллюсков есть процесс рефлекторного усвоения, то есть запоминания. Человек не моллюск, у него все сложнее и многообразнее. Если кратко, отправляясь к заголовку статьи, то фраза эта передает нам следующий смысловой посыл - человек способен запоминать чужой опыт, то есть знания, приобретенные человечеством ранее. Человек способен запомнить не только выстроенную логически информацию, но и абстрактные вещи, такие как формулы, пиктограммы и даже символы из другого языка, даже не понимая их смысла

Фото с сайта Яндекс.
Фото с сайта Яндекс.

Сегодня друзья мои, мы поговорим с вами о памяти. Сделаем мы это кратко и быстро несмотря на то, что в психологии памяти как комплексу познавательных процессов посвящается много времени.

Если кратко, то ПАМЯТЬ — это комплекс процессов в головном мозге человека позволяющий сохранять и воспроизводить ЗУН (знания, умения, навыки). Существует целая классификация видов памяти, типов запоминания. Например, некоторые исследования, посвященные проблематике памяти говорят о том, что даже у моллюсков есть процесс рефлекторного усвоения, то есть запоминания.

Человек не моллюск, у него все сложнее и многообразнее. Если кратко, отправляясь к заголовку статьи, то фраза эта передает нам следующий смысловой посыл - человек способен запоминать чужой опыт, то есть знания, приобретенные человечеством ранее. Человек способен запомнить не только выстроенную логически информацию, но и абстрактные вещи, такие как формулы, пиктограммы и даже символы из другого языка, даже не понимая их смысла и звучания.

Говорят, что у человека есть кратковременная и долговременная память. Есть еще и ультракратковременная, но нам она сейчас не пригодится. Кратковременная память удерживает новую информацию, но не долго, порядка полуминуты у тренированного человека и от 15 до 20 секунд у среднестатистического землянина. Долговременная память хранит информацию годами и десятилетиями. Почему такой разный срок? Все просто. Наш организм фиксирует все, что происходит вокруг и внутри него, если бы вся эта информация обрабатывалась и сохранялась, то мы бы перегрузили мозг, а так “кэш” все время очищается, предоставляя место для новой информации. Это, по сути, оперативка нашего мозга. А вот долговременная память, это жесткий диск или как говорили во времена моей юности ПЗУ.

Что нужно сделать, чтобы из ОЗУ перевести информацию в ПЗУ (ОЗУ - оперативное запоминающее устройство, ПЗУ - постоянное запоминающее устройство)? Не знаю как с компьютером, а с человеком все просто, требуется повторять информацию и тогда она врежется в вашу память.

Вспомните как вы учили стихи в школе. Сначала прочитали все, разобрали значение непонятных или незнакомых слов, а потом четверостишия заучивали. Проговаривая вслух или хотя бы губами. То есть вносили в память, удерживали и воспроизводили. Несколько повторений и все запомнилось, переходим к следующему четверостишию. Есть стандартная ошибка зазубривания стихов, люди запоминают так: 1 четверостишие, потом 1 и 2, 1 и 2 и 3, 1 и 2 и 3 и 4. Таким образом самое плохо запомненное - 4 четверостишие, а лучше всего 1, так как его повторили большее количество раз. Попробуйте вспомнить стихи из школьной программы, которые вы не цитировали лет 10-20, первые строки всплыли с легкостью, а чем дальше, тем хуже. Если у вас так, как я описал, значит вы учили стихи по описанной выше схеме. «А как же их учить?» —спросите вы. Ответ прост - целиком. От начала и до конца прочитывать вслух, приучая вашу голову к их звучанию, а если еще и экспрессии добавите, то привлечете эмоциональную память, а она гораздо устойчивее механического запоминания.

Эмоциональное декламирование. Сергей Безруков в роли Сергея Есенина. Фото с сайта Яндекс.
Эмоциональное декламирование. Сергей Безруков в роли Сергея Есенина. Фото с сайта Яндекс.

Зачем вам это нужно? Просто я, готовясь к переговорам, выписываю многие моменты на бумагу и заставляю себя это запомнить, причем последовательно. Если объем слишком велик, а времени мало, то беру записи с собой в качестве шпаргалки. Это же, как всегда, я предлагаю и вам.

И кстати, тренировать память нужно в любом возрасте. Самый простой вариант игры в тренировку - парный. Садитесь вдвоем, вам потребуется 10 предметов и полотенце. Один расставляет предметы на компактном участке стола, накрывает их полотенцем, второй этого не видит. По готовности второго игрока, первый снимает с предметов полотенце и дает 30 секунд на запоминание. Потом второй или проговаривает или зарисовывает схему расположения. Если ошибок нет, прибавляем два предмета в игру. И кстати, так вы узнаете свой максимум запоминания.

Удачи вам в ваших экспериментах над собой и окружающими.

Ваш всегда, Н.А.