Найти тему
melomaniacnotes

Танцы об архитектуре. В который раз.

Предлагаю немного разбавить музыку книгами о ней же родимой.

Написано на эту и схожие темы достаточно много, я же решил остановиться на научно-популярных трудах учёных, работающих непосредственно с головой: Оливер Сакс "Музыкофилия" и Аре Бреан/Гейр Ульве Скейе "Музыка и мозг".

Во многом содержание книг пересекается, но я бы сказал, что они скорее отлично взаимодополняют друг друга, чем повторяют, поэтому интересующимся рекомендую к прочтению обе.

Если вы ранее читали Сакса, то тут он так же очень (очень-очень) обильно разбавляет материал частными занимательными случаями из практики (как своей, так и чужой) во всех мелких подробностях. Получается этакое гармоничное вплетение сухой выжимки научных фактов в байки, рассказанные пацанам с соседней кафедры между парами в универе, и дорассказанные потом в баре.

Оливер Сакс, "Музыкофилия"
Оливер Сакс, "Музыкофилия"

Сакса читал давно, поэтому сфокусируюсь больше на второй книге. Бреан и Скейе (оба неврологи и музыканты) свели наличие частностей к минимуму. Их книга больше похожа на попытку собрать под одной обложкой всю известную на данный момент (вышла книга в 2019) информацию по влиянию музыки на мозг, при этом они основывают свои выводы в большей степени на статистических данных (т.е. рассматривают не частные случаи, а работают с выборкой, выявляя общие закономерности), очень осторожны и аккуратны в формулировках и заключениях, что придаёт их работе особую ценность. Попутно авторы развенчивают многие мифы касательно музыки и её влияния на человека. Читаются они как статья в научном журнале для узких специалистов - минимум воды, максимум данных, но при этом достаточно легко и интересно.

Так, например, они объясняют принцип работы и взаимодействия участков мозга, отвечающих за обработку информации и память, и на основе этого объясняют, в частности, почему любителю рок-музыки классика будет казаться унылой и неинтересной, и наоборот - академический музыкант будет утверждать, что весь пост-рок это скучная однообразная ерунда, и почему оба они по-своему не правы. Или, другой пример, авторы показывают, что интерпретация звуковой информации у носителей разных языков происходит не одинаково - русскоговорящий и немецкоговорящий мозг будут по-разному воспринимать того же Моцарта, с чем связан целый комплекс причин, во многом физиологических, а не только культурных.

Книга приоткрывает некоторые подробности устройства многих процессов, протекающих в наших головах при игре на музыкальных инструментах и прослушивании музыки, что позволяет несколько шире взглянуть на явление музыки в целом. Рекомендую.

Бреан / Скейе "Музыка и мозг"
Бреан / Скейе "Музыка и мозг"

Занятно, что и Сакс и Бреан/Скейе практически дословно сходятся в одном, в главном назначении музыки: во всех обществах и культурах первичная функция музыки - объединять людей.