На просторах Сети о запорожцах и донских казаках (далее – донцах) говорят разное. То о них говорят, как о почти что синонимах, а в последнее время все чаще раздаются голоса, что это два совершенно разных народа. А что на самом деле?
На самом деле картина, как всегда, не столь однозначная. Постараюсь быть кратким.
Два разных народа?
Это не так, поскольку, несмотря на различные легенды о происхождении казаков, научного подтверждения им нет. Считать казаков народом/народами неверно.
И те и другие являются скорее сословием или воинским братством. Противопоставлять их русским или украинцам можно в той же степени, в какой можно противопоставить викингов – норманнам или французских рыцарей – французам.
Естественно, как и любая другая общность, формирующаяся по профессиональному признаку, казаки (как и викинги или рыцари) были более подвижными и неоднородными в национальном плане.
Проще говоря, казаком, как и викингом, мог стать представитель почти любой оказавшейся по соседству национальности, что и происходило.
Но ядро было, скорее всего, славянским. Во всяком случае, язык казаков, несмотря на наличие своей специфики, был славянским.
Разные истоки?
Это не так. Дело в том, что истоки теряются во мраке. И поскольку речь идет не о появлении нового народа, а о появлении военизированной вольницы, то найти ее корни почти невозможно. Казаки появляются на страницах летописей уже «в готовом виде».
Почему отличаются?
А как могут не обнаружиться различия, когда донцы и запорожцы занимали разные территории? Соответственно и свою деятельность они вели в разных направлениях. И адаптироваться им нужно было к разным реалиям и разным противникам.
Нужно учитывать и то, что казаки отнюдь не были хранителями народных традиций и преданий старины глубокой.
Скорее наоборот: они отказались от традиционной славянской ставки на земледелие и перешли даже не к коневодству, не к кочевому образу жизни, а к военному промыслу. Именно он (проще говоря, грабеж), а не книжная защита народа от супостата, был основным источником их дохода.
Если вам, дорогой читатель, это кажется оскорбительным, то могу вам предложить подсчитать примерное количество запорожцев, а потом прикинуть, сколько еды им требовалось ежедневно!
Учитывая то, что на земле казаки стали работать, скажем так, далеко не сразу, нетрудно догадаться, как они добывали себе пропитание.
Чтобы не было стыдно за своих предков, могу сказать, что у других было примерно то же самое. Да и разница между грабежом и «законным налогообложением», порой умозрительна.
Стоит отметить, что, живя набегами, казаки гораздо активнее заимствовали все, что им казалось приемлемым. Поэтому, глядя на наряд запорожцев, можно заметить, что у одних многое взято у поляков, турок и татар, а у донцов много заимствований от персов и кавказских народов. Это типично – заимствовать черты у тех, с кем воюешь.
Разная генетика?
Не совсем. Отличия имеются примерно в той же степени, в какой украинец отличается от русского – то есть небольшие.
К этому стоит добавить, что впоследствии в казачьи ряды влилось много представителей соседних народов, что несколько изменило облик и запорожцев, и донцов.
У последних, к примеру, хватает турецкой примеси. Нельзя сказать, чтобы в их ряды массово вливались турки, а вот турчанок донцы воровали очень активно. В рабство, вроде, не продавали – оставляли для разведения.
Терские казаки и вовсе имеют массу кавказских черт не только в культуре, но и в антропологии и генетике.
В антропологию запорожцев, судя по всему, внесли свой вклад и адыги-касоги, которые присутствовали на территории еще Киевской Руси, и, поскольку они в основном были воинами, то им легче было раствориться среди казаков, чем среди крестьян.
Разные характеры?
Порой пишут, что запорожцы – это лукавые, насмешливые, изворотливые удальцы, а донцы – это тоже удальцы, но суровые, даже мрачные и очень жесткие.
Это не так. Классический образ запорожца создан вообще-то Гоголем, а характер классического донца тоже создан писателями, причем в гораздо более позднюю эпоху, когда запорожцев уже не было.
Если же почитать казачьи предания, легенды, заговоры запорожцев и донцов, то можно увидеть, что в своей основе они примерно одинаковы. Иначе и быть не могло, поскольку военизированная вольница рано или поздно приходит к одним и тем же идеям в любой части света.
Казачья пища
Говорить о какой-то казацкой кухне неверно. Их диета определялась одним правилом: «что бог послал». И голод для них был привычным.
В остальном ели то, что давала данная местность. Обычно это были каши и нехитрые блюда из муки. С овощами было хуже, ибо они и хранятся не так хорошо, как зерно (в этом плане крестьяне ели порой лучше казаков).
При наличии доступа к крупных водоемам активно потреблялась рыба. Одним словом, казаки неспроста были такими поджарыми.
Внешность
О нарядах уже говорилось, остается упомянуть прически, усы и бороды. Запорожцы носили длинные висячие усы и либо брили головы, либо оставляли чуб-оселедец.
Донцы имели волосы обычно подстриженные в кружок и бороды. Но волосами и бородами они обросли довольно поздно. А, например, в XVI веке они точно так же брили головы, как и запорожцы.
Почему Лия Ахеджакова всю жизнь живет с подругой, и какой у них дом?
Они это делали не потому, что, как порой говорят, от запорожцев произошли, а просто потому, что тогда, как говорили западные путешественники, головы брили все русские, включая московских царей. Кстати, головы брили и поляки, по крайней мере, шляхта.
Бороды, вероятно, у донцов были, но имели хождение и те же самые длинные усы. Вероятно, это было обыденностью, поскольку 150 лет назад казакам нижних чинов было законодательно предписано носить бороду.
Носили ли донские казаки чубы-оселедцы, сказать сложно. Но поскольку в XIX веке они стали выпускать из-под головного убора пышный чуб, можно предположить, что это трансформировавшаяся традиция ношения оселедцев. Серьги носили и донцы, и запорожцы.
Как видите, каких-то принципиальных различий не видно, а те, что есть, связаны главным образом с разной средой обитания и разным окружением.
А вы что думаете по этому поводу?