Раз уж мы начинаем цикл статей о малом бизнесе, то неплохо бы четко сформулировать - что же это такое.
Не каждый гражданин РФ сможет правильно ответить, почему один бизнес - малый, а другой - крупный, а третий средний. А есть еще и микробизнес. Да и вообще - зачем такое разделение нужно?
Так как мы живем в условиях свободной конкуренции (не будем вдаваться в риторику, насколько свободной, эти вопросы каждый предприниматель должен решать самостоятельно), то все организации на рынке борются за своего покупателя. Конкурентная обстановка создает определенные барьеры для появления новых организаций (о них мы поговорим в следующих статьях):
- только что открытому бизнесу сложно заслужить репутацию среди клиентов по сравнению с уже существующими игроками рынка;
- малому бизнесу сложно состязаться с крупным бизнесом в цене и связях;
- в конце концов, финансы для реализации бизнес-идеи новичок не может взять из оборота или под оборот, как уже давно работающая компания - оборота ведь еще нет.
Для снижения барьеров выхода на рынок новых игроков и развития здоровой конкуренции (для недопущения возникновения монопольных рынков) были разработаны и внедрены определенные меры господдержки. Естественно, что эти меры должны распространяться на организации и ИП, соответствующие определенным критериям. Данные критерии прописаны в законодательстве. Именно по этим критериям официально организации и индивидуальные предприниматели относятся к малому, среднему или крупному бизнесу.
Так как мы говорим о малом бизнесе, то и критерии будем приводить соответствующие. В малом бизнесе отдельно выделяется еще микробизнес.
Микробизнес - организации и ИП с численностью персонала не более 15 человек и с годовым оборотом не более 120 миллионов рублей.
Предполагаю, что с точки зрения обывателя микробизнес с максимальными показателями уже выглядит не таким уж и микро. Соответствовать бизнес должен обоим критериям. Например, маленькая IT-контора из 10 человек с годовой выручкой в 2 миллиарда рублей - уже не микро-, и даже не малый. Также как и автосервис с 30 сотрудниками и годовой выручкой 107 миллионов рублей - не микро-, а малый бизнес.
Малый бизнес - организации и ИП с численностью персонала до 100 человек и с годовым оборотом не более 800 миллионгов рублей.
Также, как и с микробизнесом, соответствовать нужно обоим критериям. Так, например, фабрика-кухня с 30 сотрудниками и годовой выручкой 40 миллионов рублей - это малый бизнес. А, например, сеть маленьких булочных из 100 магазинов вряд ли будет малым бизнесом - если только в магазинах работает по одному человеку (которые к тому же совмещают в себе роли директора, бухгалтера и т.д.).
Раз есть официальные критерии, значит, где-то они должны официально учитываться. В Российской Федерации с 1 августа 2016 года ведется Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. По этой ссылке много информации, мы остановимся лишь на том, для чего нужен этот реестр и как в него попасть.
Как утверждается на указанном выше портале, данный реестр создан для следующих целей:
1) Снизить затраты предпринимателей и органов государственной власти, связанные с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки. Если простыми словами - автоматизировать присвоение организациям и ИП статусов "малый бизнес" и "средний бизнес". Снижение затрат в том, что бизнесу не нужно никуда ездить, никакие документы ни в какие окошки совать не нужно - соответственно, и дополнительного оператора в окошке ФНС для этого не нужно выделять.
2) Обеспечить организацию формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки. Здесь уже речь пошла о мерах поддержки для МСП (малого и среднего предпринимательства). Льготные кредиты, банковские гарантии, а также госзакупки у МСП. Организации, проводящие закупки по 223-ФЗ и 44-ФЗ, обязаны закупать у малого и среднего бизнеса товаров и услуг в размере от 15% (по 44-ФЗ) до 20% (по 223-ФЗ) от общей стоимости годовых контрактов. Скажем, если такая организация закупает в год товаров и услуг на 1 миллиард рублей, доля МСП составит 200 миллионов рублей. Данная мера призвана помочь малому и среднему бизнесу конкурировать в госзакупках с крупным бизнесом.
3) Обеспечить реализацию «надзорных каникул» для малых предприятий. Здесь всё просто - до конца 2020 года (этот срок уже продлевали, могут продлить и дальше) малый бизнес освобождается от плановых неналоговых проверок. Тут важны оба слова - налоговая проверка в этот период может осуществляться как плановая, так и внеплановая. Другие же проверки могут быть только внеплановые - по поступлению жалобы в соответствующие органы, например, в Трудовую инспекцию или СЭС. Присутствие в реестре со статусом "малый бизнес" автоматически запрещает плановые неналоговые проверки для данного предприятия.
4) Повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства. Опять меры поддержки - чтобы повысить "качество проработки мер", его (качество) нужно как-то измерять. А для этого нужна фиксация всех данных (как нынче модно, "больших данных") с четкой привязкой к субъекту МСП.
5) Максимально раскрыть информацию о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах работах, услугах, в том числе о производимой инновационной продукции, высокотехнологичной продукции. И снова о поддержке - а именно о госзакупках. Опять же все предельно просто - информировать закупщиков о товарах и услугах, которые можно приобрести у конкретных организаций и ИП из данного реестра. Это логическое продолжение пункта 2.
Также стоит отметить, что для всего перечня субъектов МСП также действуют определенные условия по доле участия в уставном капитале других организаций:
- государственных образований, общественных и религиозных организаций и фондов — в сумме не более 25%.
- обычных юридических лиц (в том числе иностранных) — в сумме не более 49%.
- субъектов МСП - не ограничена.
Как видим, разделение на малый, средний и крупный бизнес - не просто оценочные слова. При должном отношении к данной теме для некоторых предпринимателей это может стать неплохим инструментом в конкурентной борьбе.