Пятая часть легендарной серии "Героев", как известно, перенесла действие в новый мир и новый сеттинг (теперь уже чисто фэнтезийный), заодно создав для игры подходящую религиозную систему в виде поклонения драконам.
А вот до того, - в более ранних частях, - как обстояли дела? Честно скажу, я не исследовал последовательно вопрос по всем материалам франшизы (а я напомню, что "Меч и Магия" - это далеко не только "Герои"), но если кто-то не в курсе, то по официальному канону речь идёт не о фэнтези, а о научной фантастике, и вторгшиеся демонические криганы являются инопланетянами, в то время как ангелы являются посланниками Древних - межпланетных покровителей разумных рас (ну, упрощённо говоря).
На этом фоне довольно странно обнаруживаемое сходство религиозных воззрений Энрота (а позднее и Аксеота) с христианством. Наличие в игре монахов само по себе ещё ни о чём не говорит, но вот присутствие крестоносцев может заставить игрока, особенно русскоязычного, заподорить, что мы в самой обычной Средневековой Европе.
Разгадка, думаю, в том, что в английском, особенно "американском", слово crusade - "крестовый поход" - давно уже утратило изначальный смысл и означает просто любое мероприятие, требующее усилий и мужества. Соответственно, и крестоносцы в "Героях" это просто "затеватели".
В шестых героях вообще, судя по вики (не играл в шестые), есть некие "крестоносцы солнца". То есть связь с Крестом полностью утрачена.
Но вот есть одна засада - почему же храм на карте (Temple) даёт особый бонус к морали именно в седьмой день недели? Правда, надо сказать, у разных народов разные взгляды на то, какой именно день недели седьмой, но отсылка тут явно к чему-то авраамическому... казалось бы. Однако и Идол Удачи тоже особо эффективен на седьмой день, что уж религиозным подтекстом никак не объяснишь.
Если вам показалась интересной эта тема, то, возможно, любопытными покажутся и мои размышления о том, почему королеву Катерину в Эрафии недолюбливали.
Однако в одной из кампаний "IV Героев", "Дочь пирата", в 4 сценарии кампании мы встречаем прямую отсылку к Евангелию, хотя этой самой дочери оно явно не нравится: "Vengeance is a pure emotion, no matter what those self-righteous priests say. If someone wrongs you, and you just turn the other cheek, that hatred sits in the bottom of your stomach like an infection." - здесь в качестве того, что говорят объявившие себя праведными священники, цитируется евангельская истина о том, чтобы ударившему в одну щёку подставить и другую. Пожалуй, если правильно помню, это упоминание единственно в своём роде.
Однако главным слоном в посудной лавке, конечно, остаётся Грааль. Не связанная напрямую с религией "официально", эта чаша имеет сильнейшие отсылки к "артурианскому" циклу в его христианизированной форме. Но то, что храм Грааля можно спокойно построить в замке Инферно, подсказывает нам, что и эта особенность игры должна мыслиться как "культурно-независимая".