Преданья старины глубокой
Конечно, города эти имеют не только родство, но и существенные различия. На первый (и, поверьте, восхищенный) взгляд путешественника, Витебск все-таки больше тяготеет к Западу, и бывалый турист с легкостью увидит в Старом городе приметы средневековой Европы: черепичные кровли величественных зданий и храмы в стиле виленского барокко, характерные и для Беларуси в целом. Тут тебе и арочные мосты, и узенькие улочки, где дорога мостилась булыжником лет этак шестьсот назад… Флюгера и готические башенки дополняют смешанное впечатление, возникающее у пришлого человека: вроде бы ты и на родных просторах общего Отечества, с его православной историей, а вроде бы – перенесся куда-то в эпоху крестоносного воинства… Скажем сразу: в таком двойственном ощущении ничего удивительного нет, ведь древний город долгие века входил поочередно в состав Древней Руси, затем – Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, с конца XVIII века был присоединен к Российской Империи, а в новейшее время стал одним из главных (если не главным!) культурных центров независимой Беларуси.
Родство с северным соседом – псковской землей – проявилось в Витебске с момента основания. Туристу непременно расскажут, как в середине Х века – более тысячи лет назад! – великая равноапостольная княгиня Ольга проезжала из своего родного Пскова через эти края, да и залюбовалась дивными пейзажами по-над рекой Витьбой: «…в 947 году Ольга, великая киевская княгиня, победив ятвягов и печенегов, переправилась через Двину и заночевала на берегу с войском. И приснился ей прекрасный город… Проснувшись, она оглядела окружающую местность и велела заложить здесь деревянный замок, который назвала Витебск — в честь реки Витьбы». Так повествует белорусская летопись.
Стало быть, великая псковитянка заложила первый камень в основание Витебска. То, что святая Ольга – родом из-под Пскова (село Выбуты), засвидетельствовано в «Повести временных лет», где город на реке Великой именуется Плесков (стоит на речном плесе). Сам Псков возник немногим ранее Витебска – согласно письменным свидетельствам - в 903 году, и так же, как Витебск, был важным торговым пунктом на пути «из варяг в греки».
И если в Витебске особо чтут уроженку псковской земли княгиню Ольгу, то наиболее почитаемый местный святой во граде Пскове – князь Довмонт (в крещении – Тимофей). А родом сей воитель, живший и правивший в Пскове в ХIII веке, был, как установлено исследователями, с Витебщины – появился на свет то ли где-то под Полоцком, то ли – в самом Витебске.
Домонгольские фрески и Довмонтов град
Псков по сравнению с Витебском имеет куда более выраженный облик Древней Руси. Псковская крепость – величественное сооружение, начатое Довмонтом в XIII веке, и поныне поражает путешественника своей могучей, подлинно русской красотой. Вот хорошо сохранившийся Кром (псковский кремль), усиленный восемь веков назад Довмонтовым градом – это главная, пожалуй, достопримечательность нынешнего Пскова. Конечно, немало памятников старины утрачено в годы лихолетья – как в средние века, так и во времена богоборческой власти. Но то, что осталось, псковичи хранят и ценят. Потому и возрастает летом население города (немногим более 200 тысяч жителей) чуть ли не в полтора раза: это благодаря неугомонным туристам и паломникам, желающим прикоснуться к псковским святыням, увидеть своими глазами вечевую площадь, древние соборы…
Вот, к примеру, грандиозный Троицкий собор. По преданию, его возникновение также связано с именем святой княгини Ольги. Читаем в Лаврентьевской летописи (современный нам перевод): «Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольга». А та, отправляясь из родных мест, вышла на берег реки Великой и узрела видение: три луча, исходивших с неба, сошлись у воды. На этом месте княгиня повелела возвести собор в честь Святой Троицы. Церковь неоднократно перестраивалась, и нынешнее ее здание возведено в конце XVII века. Здесь, под сводами собора, паломники могут поклониться святым мощам благоверных князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, святого юродивого Николая Салоса, преподобномученика Иоасафа Снетогорского. А также – помолиться перед чудотворными иконами Божией Матери – Чирской и Псково-Покровской.
Привлекает паломников, а также – ценителей древнерусского искусства, и знаменитый Мирожский монастырь, что высится в городе с XII века. Стоит он при впадении реки Мирожи в Великую. Полное название обители – Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырь, а знаменит он своими домонгольскими фресками, чудом сохранившимися в главном соборе – Преображенском. Сегодня во всем комплексе построек богослужения совершаются только в церкви святого Стефана.
Если прогуляться в так называемый Окольный город, что за Довмонтовым градом, то на углу улицы Некрасова и Музейного переулка вам встретится монументальное здание XVII века – одно из немногих каменных гражданских зданий той поры, дошедших до нас. Это – известные всем и каждому в Пскове «Поганкины палаты» (заказчиком был купец Поганкин). Ныне в прохладных залах палат расположился Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Вот где рекомендуем побывать обязательно! Здесь – собрание псковских икон XIV-XVII веков (по выражению искусствоведов – «дониконовское письмо»), старинная коллекция изделий из серебра, масса уникальных предметов из псковских кладов, обнаруженных на здешней горе Романиха – причем знатоки утверждают, что львиная доля сокровищ и поныне таится в недрах сей горы…
Музей Шагала и северное зодчество
Ну, а в Витебске, помимо древних храмов и современных музеев, рекомендуем посетить музей Марка Шагала – выдающегося уроженца этого белорусского города. Здесь, в Витебске, художник постигал азы работы с кистью в школе своего первого учителя, Юделя Пэна, здесь он комиссарствовал в начале 20-х, отсюда был фактически изгнан Казимиром Малевичем и его последователями. Конечно, большинство работ Шагала находятся в европейских и американских музеях, а также – в частных коллекциях, но и витебскому музею есть чем похвастать: здесь театральные декорации, изготовленные Шагалом, немало рисунков, эскизов. Главное же, что доносит до посетителя этот музей, – тот дух «нового искусства», революционных перемен в живописи, которые всячески (в том числе с помощью маузера и хлебных карточек) насаждал в Витебске комиссар Шагал. Ну и, безусловно, ценителям творчества Шагала будет любопытно окунуться в атмосферу детства и юности великого мастера, ведь в этом самом доме он вырос и возмужал.
Что же касается памятников старины, то в Витебске сохранилась одна из старейших построек в Беларуси - церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее называют так: «самый кристально величественный и канонический храм древней Руси». Уже восемь веков эта церковь украшает Витебск, а ныне храму возвращен его исторический, первозданный облик XII века. Поодаль, на площади Тысячелетия Руси, возвышается деревянный храм Александра Невского, построенный в традициях северного зодчества.
Совсем недалеко от этих храмов – овеянное легендами и потому особенно привлекательное для всякого туриста место: слияние Западной Двины и Витьбы. Ежегодно в День города витебляне пускают по воде плотики, вспоминая сошествие на берег великой княгини Ольги. А напротив этого места теперь находится Свято-Ольгинская церковь с монастырем Святого Духа. Его история уходит корнями в эпоху присоединения Витебского княжества к Великому Княжеству Литовскому. В 1947 году главный собор Святого Духа был разобран, а с 2001 года обитель и церковь возрождаются – как и многие другие святыни Витебска, порушенные в годы советской власти.
Из Новой Ганзы – На Славянский Базар
И Псков, и Витебск в начале нынешнего тысячелетия вошли в союз городов, именуемый «Новая Ганза». Помните школьный курс истории и рассказы о возникновении вольных торговых городов в средневековой Европе? Ганзейский союз, члены которого имели право льготной и даже порой беспошлинной торговли между собой, просуществовал четыре века – с середины XII до середины XVI столетия, и, безусловно, оказал мощнейшее влияние на формирование нынешнего культурного и экономического облика Европы. И вот по инициативе мэрии немецкого города Любека торговый и культурный союз возрождается, в него входят уже порядка 170 городов – включая российские и белорусские. Каждый год в одном из них проводится фестиваль под названием «Дни Ганзы».