Найти в Дзене
Нескучная классика

5 книг, которым не место в школьной программе

Оглавление

Литература в школе... Кто-то вспоминает ее с теплотой на сердце и улыбкой на лице, а кто-то с содроганием. Для кого-то уроки литературы в школе - это первая любовь к книгам, с годами только возрастающая. А для кого-то - настоящее мучение.

Почему так происходит, что вместо того, чтобы наслаждаться уроками литературы, обсуждать и открывать для себя что-то новое, мы погружаемся в скучный мир, который отталкивает. Нам навязывают определенные смыслы и запрещают воспринимать героев по-своему. Но это еще не все. Школьная программа предполагает такое колоссальное количество книг, которые школьник не только не успевает понять, но даже прочитать.

Предлагаю вам поразмышлять на эту тему и в комментариях предложить свой топ-5, топ-10 или даже топ-20 книг, которым не место в школьной программе. А пока давайте ознакомимся с моим списком.
фото из свободных источников
фото из свободных источников

5. Александр Грибоедов "Горе от ума"

Александр Грибоедов - талантливейший поэт. Однако, современным детям крайне сложно воспринимать его тексты. Вспоминаю, как в школе мы проходили "Горе от ума". Читали - единицы, а поняли - еще меньше. Мне кажется, что произведение Грибоедова не подходит для школьной программы. Его должны читать взрослые люди, которые имеют большой жизненный опыт и умеют делать собственные выводы.

4. Иван Гончаров "Обломов"

Безусловно, школьная программа должна охватить всех главных писателей и поэтов, их творчество и веяние эпохи. Но какой будет смысл, если дети никогда даже не заглянут в книгу Гончарова или прочитают ее в сокращении. Это в лучшем случае...

"Обломов" Ивана Гончарова - сложная книга, которую осилит не каждый взрослый. Она отражает свою эпоху, является "знамением времени", но читать ее детям совершенно скучно.

3. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

Я преклоняюсь перед талантом Федора Михайловича Достоевского, он мой самый любимый русский писатель. Он был талантливейшим человеком, настоящим философом. Кажется, никто не мог смотреть и видеть то, что видел Достоевский.

Однако, я все чаще встречаю мнения, утверждающие, что Достоевскому нет места в школьной программе. Согласна ли я с этим мнением? И да, и нет.

Школьники обязательно должны познакомиться с творчеством Ф.М. Проходить в школе "Бесов", "Идиота" или "Братьев Карамазовых" - не лучшее решение. Возможно, стоит оставить "Преступление и наказание" или предложить детям читать это произведение по желанию.

Почему? Во-первых, потому что Достоевского понимают не все. Достаточно самонадеянно думать, будто школьник сможет понять Федора Михайловича и влюбиться в его творчество бесповоротно. Достоевский - это писатель, интересный зрелой личности.

2. Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита

В свое время я прочитала достаточно произведений М. Булгакова. Среди них были "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Роковые яйца", "Зойкина квартира" и другие. Безусловно, творчество М. Булгакова заслуживает внимания и изучения, но для школьника его философские искания покажутся более чем сложными.

Я считаю, что читать или не читать роман "Мастер и Маргарита", как и другие произведения писателя, должен решить взрослый человек.

1. Лев Толстой "Война и мир"

Я уверена, что роману "Война и мир" не места в школьной программе. Если другие произведения у меня еще вызывают сомнения, то насчет этой книги я уверена полностью. Почему "Войну и мир" не стоит проходить в школе?

Во-первых, размер книги говорит о многом. Это значит, что прочитают ее лишь единицы. К тому же, школьная программа предусматривает определенные сроки. Это значит, что содержание проглотят, но ничего не поймут.

Во-вторых, совершенно невозможно такое монументальное произведение изучить за несколько уроков.

Я убеждена, что литература - важнейший предмет. Все книги, которые я упомянула в списке, заслуживают детальнейшего изучения, толкования и понимания. Прочитать их в школе для галочки - не имеет никакого смысла. А тот, кто хочет прочитать ту или иную книгу, прочитает ее и так. Возможно, стоит сделать школьную программу более гибкой и позволить школьнику самому выбирать книги из рекомендованного списка.