Норвежская живопись в России представлена довольно скупо в сравнении с другими национальными живописными школами. Зачастую знания широкой публики о скандинавском изобразительном искусстве ограничиваются творчеством Эдварда Мунка. Однако, норвежская живопись – разнообразна, своеобразна, самобытна. Один лишь XIX в. подарил миру 85 (!) норвежских художников.
На рубеже XIX - ХХ вв. в скандинавских странах происходил расцвет национального самосознания и, как следствие, подъем в культуре и искусстве. Из целого ряда скандинавских художников именно норвежские мастера показали себя наиболее ярко.
Эрмитажная коллекция насчитывает 10 работ норвежских художников, в ГМИИ их 7. В этом смысле Эрмитажу повезло чуть больше, но в тоже время в Эрмитаже нет ни одной работы Эдварда Мунка, что, безусловно, является упущением петербургских коллекционеров.
Появлению скандинавских художников в российских собраниях мы обязаны, прежде всего, С.П. Дягилеву и С.И. Щукину. С.И. Щукин в 1894-1896 гг. начинает обращать внимание на европейское искусство, ведь до этого он в основном приобретал полотна русских художников. Картины норвежца Фрица Таулова одними из первых появились в особняке Щукина на Знаменке и стали важной ступенью в истории формирования его собрания современной живописи. Вероятно, интерес С.И. Щукина к норвежскому художнику возник под впечатлением «Выставки скандинавских художников» С.П. Дягилева 1897 г. Роль С.П. Дягилева в популяризации скандинавского искусства в России сложно переоценить. Именно по северному образцу он видел путь «обновления» русского искусства, при этом, особо подчеркивая норвежское искусство.
Знакомясь с изобразительным искусством Норвегии в ГМИИ, мы увидим 4 работы Фрица Таулова и по одной работе художников Эдварда Мунка, Людвига Мюнте и Петера Людерта Дюкманна.