Найти тему

Петров-Водкин и Лебаск: увидим общее

Один их художников знаком каждому, второй – по предыдущим о нём статьям.

Разные страны, разные жизни, разная основа творчества.

Тем удивительнее увидеть в них общее.

Коллаж выполнен автором статьи на основе фотографий двух картин А. Лебаска и К. Петрова-Водкина (исходные фотографии приведены далее в тексте, фотографии из открытых источников)
Коллаж выполнен автором статьи на основе фотографий двух картин А. Лебаска и К. Петрова-Водкина (исходные фотографии приведены далее в тексте, фотографии из открытых источников)

Увидев фрагменты, посмотрим сами картины художников.

Фотография картины А. Лебаска "Юные девушки на пляже" (из открытых источников)
Фотография картины А. Лебаска "Юные девушки на пляже" (из открытых источников)

В каждой из картин сцена у воды.

Фотография картины К. Петрова-Водкина "Две девушки" (из открытых источников)
Фотография картины К. Петрова-Водкина "Две девушки" (из открытых источников)

И выражена конечно по-своему.

Но в обеих чувствуется внутреннее умиротворение, отдыхом у воды обусловленное.

И цвета лишь усиливают это впечатление.

Жёлтый будто солнечный, летним теплом наполненный. Ощущение этого тепла усиливающий.

В то же время сиреневые оттенки в первой картине добавляют картине мечтательности, а синий цвет во второй – чистоты и созерцательности.

Фотография картины А. Лебаска "Террасса у моря" (из открытых источников)
Фотография картины А. Лебаска "Террасса у моря" (из открытых источников)

И снова мы видим берег на двух картинах.

И выражения лиц ещё менее различимы.

Как обобщение и посвящение каждому из зрителей.

Акценты на сами увиденные образы, которые в первой картине передают ощущение тепла, безмятежности и отдыха.

А во второй – ощущение чистоты передают и силу реки, всё излишнее своим течением уносящую и собственные силы восполняющую.

Фотография картины К. Петрова-Водкина "На берегу" (из открытых источников)
Фотография картины К. Петрова-Водкина "На берегу" (из открытых источников)

И свойственное художникам наделение образов новым почти сказочным звучанием.

Фотография картины К. Петрова-Водкина "Фантазия" (из открытых источников)
Фотография картины К. Петрова-Водкина "Фантазия" (из открытых источников)

И даже в этом скором движении на картине Кузьмы Петрова-Водкина ощущение созерцательности.

Даже в том, как сидит всадник – не обхватив лошадь, чтобы не упасть с такой видимой высоты, а наоборот, держась одной рукой, спокойно окидывая взором, кажется, что невероятные пространства.

Фотография картины А. Лебаска "За чтением" (из открытых источников)
Фотография картины А. Лебаска "За чтением" (из открытых источников)

А здесь уже Анри Лебаск создал образ прекрасной лесной нимфы читающей девушке.

Фотография картины К. Петрова-Водкина "Мальчики на фоне города" (из открытых источников)
Фотография картины К. Петрова-Водкина "Мальчики на фоне города" (из открытых источников)

И как будто синхронность образов передаваемого пространства и человеческих.

Ранее мы видели это в картинах Лебаска, а сейчас – в одной из картин Петрова-Водкина, где даже размещение на переднем плане, кажется, что не перекрывает вид и восприятие самого города.

И эта некоторая сокрытость, видимая стёртость образов, лишь только приближает картину к каждому, к его воспоминаниям, если он вдруг находит общие черты с впечатлением от своего родного города.

Фотография картины А. Лебаска "Юная девушка с цветами" (из открытых источников)
Фотография картины А. Лебаска "Юная девушка с цветами" (из открытых источников)

И снова две картины – как будто натюрморта, но каждое в них изображенное имеет собственное звучание.

Обращает внимание даже поверхность и конечно изображенные на ней предметы.

И в то же время и силуэты людей – отдельно воспринимающиеся.

Книга на столе, но закрыта – в первой картине.

Фотография картины К. Петрова-Водкина "Натюрморт со свечой и графином" (из открытых источников)
Фотография картины К. Петрова-Водкина "Натюрморт со свечой и графином" (из открытых источников)

И предметы на второй, кажется, что отдельны.

И взгляд отвлечен от представленной обстановки – в каждой из картин.

Всё это передаёт ощущение случайности или некой недосказанности, но в то же время больше останавливает внимание на самом человеке – в попытке соотнести изображенное.

Фотография картины К. Петрова-Водкина "Окрестности Хвалынска" (из открытых источников)
Фотография картины К. Петрова-Водкина "Окрестности Хвалынска" (из открытых источников)

И в пейзажных мотивах есть созвучие – в плавной передаче форм и контуров.

И даже силуэт дамы во второй картине как будто часть представленного пейзажа.

И общее тёплое впечатление от изображенного, потому как личными тёплыми воспоминаниями наполнены.

Фотография картины А. Лебаска "Аллея кувшинов" (из открытых источников)
Фотография картины А. Лебаска "Аллея кувшинов" (из открытых источников)

И портреты супруг – как гармоничное продолжение увиденного.

Фотография картины К. Петрова-Водкина "Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной, жены художника" (из открытых источников)
Фотография картины К. Петрова-Водкина "Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной, жены художника" (из открытых источников)

Жена Петрова-Водкина на фоне картины – тоже не случайно, а передавая ту важную роль не только в жизни, но и творчестве художника.

Фотография картины А. Лебаска "Нано в шляпе" (из открытых источников)
Фотография картины А. Лебаска "Нано в шляпе" (из открытых источников)

Жена Лебаска – на фоне столь любимых им пейзажей.

Которые были неизменными спутниками его картин, как и супруга.

У обоих художников мы чувствуем в их картинах желание увидеть желаемое, стремление к выражению гармонии и неизменного спокойствия изображенных.

И образы картин во многом навеяны образами, сформированными ещё в детстве, связь с которым у каждого не была потеряна на протяжении всей жизни, что и нашло отражение в их творчестве.

© Кутафина Н. В.

🐠 Одарить автора можно: задонатив на Boosty, предложив работу на Kwork или сделав перевод. Друзья! Ставьте лайки, делитесь ссылкой на статью в соцсетях и подписывайтесь — это тоже поддержит автора! И отзывом порадуйте, напишите, что сегодня особенно понравилось)