Неотправленные письма.
Дорогая Татьяна, простите мою рассеянность, я забыл ответить на Ваши вопросы. Мне показалось, что ответ на них Вы знаете сами, так как много читаете современных церковных проповедников, а уж они-то об этом пишут регулярно. Вы затронули тему молитвы и сокрушаетесь, почему она у Вас сухая и рассеянная, а еще у Вас нет желания просто еще и еще раз перечислять на исповеди свои грехи. Думаю, не только Вас это волнует, а многих.
Для начала – об исповеди. Редко, очень редко исповедь бывает глубокой, пробирающей до глубины души, перерождающей человека. Причин тому много. Святитель Игнатий называет исповедь вторым крещением, она восстанавливает в человеке чистоту образа Божьего и красоту Его подобия. А наши повседневные исповеди, в лучшем случае, – нравственное усилие найти в себе некие недостатки и по возможности раскаяться в них. Увы, мы не умеем исповедоваться, эту науку нигде не преподают, да и с преподавателями проблема. Исповедь давно стала формальностью, а мы, духовники, – слабые и уставшие. Ни в нас, ни в вас нет страха Божьего, а ведь в таинстве Сам Спаситель разрешает нас от грехов. С чем мы приступаем к Нему?! Одни с нечувствием (это я про себя), другие с маловерием, третьи с равнодушием. Привыкли. Чаще всего исповедь начинается словами: «Ну какие у меня грехи…», а то и «Грешна, ох грешна!» – «А чем?» – «Всем, всем!» – «А конкретно?» – «Да так, ничего особенного…»
Наши представления о таинствах столь поверхностны, что ждать от себя настоящего покаяния не приходится. А исповедь – это повседневный напряженный труд борьбы со своими страстями, где пот молитвы смешан со слезами поражений. Когда в этом таинстве перед тобой изрядно побитый и изнемогающий подвижник – разрешительная молитва, как птица, летит к Небу.
Главная наша проблема состоит в том, что мы плохие борцы, невнимательные, рассеянные, легкомысленные. Нам нравится больше читать о борьбе, а лучше смотреть кино про борьбу, чем бороться. Мы растрачиваем свои силы на чувства, мелкие и сиюминутные, а дух спит. В голове отрывки проповедей и умилительные истории, а напряжения духовного давно нет. Отчего это? Думаю, от всеядности. Чего мы только не складываем в наше маленькое сердце и изнемогающий ум: слова, фразы, отрывки, заметки, но главное – чувства, чувства и чувства.
Кто-то сказал, что современное сознание клиповое, очень похоже. Прочитать небольшую книгу аввы Дорофея от начала до конца – труд неподъемный, а вздохнуть над случайной фразой – удовольствие. Сухость и усталость от исповеди не что иное, как сухость и усталость души, неспособной к напряженной борьбе со своими страстями. Всему надо учиться, особенно в духовной жизни. Только вот у кого? Когда много духовников, это как много врачей – залечат. Найдите себе одного, желательно святого, у нас в церкви нет мертвых, и духовники позапрошлого столетия живее нас, современных. Кому откроется сердце, у того и учитесь, он не подведет. Сам он святой, и Вас научит святости, если будете усердной ученицей. Он научит и живой молитве, и настоящей исповеди, а самое главное – покаянию. Вот уж наука из наук. Дай Вам Бог сил, да побольше.