Найти тему
Мир творческих людей

Птица счастья Натальи Сац

4 июля 1920 года, ровно столетие назад, в Москве начал работу Государственный театр для детей. Открылся он спектаклем «Маугли», а создала его Наталья Ильинична Сац, которой в ту пору было всего 17 лет. Человека трагической и одновременно грандиозной судьбы, Наталью Сац называли «матерью детских театров мира»...

Наталья появилась на свет в Иркутске, в творческой семье, где на первом месте стояла музыка. Мать, Анна Михайловна Щастная, была оперной певицей, отец, Илья Александрович Сац, — виолончелистом и известным композитором. Вскоре после рождения дочери семья переехала в столицу, где отец стал заведующим музыкальной частью и дирижёром МХТ.

Илья Александрович сочинял музыку на стихи великих русских поэтов, но наибольшим успехом пользовалась его музыка к «Синей птице» по Метерлинку.

«В детстве, пятилетней, видела спектакль „Синяя птица“ в Московском Художественном театре, где звучала музыка моего отца. Эта сказка зазвучала во мне на всю жизнь… Родители очень смеялись, когда я после этого спектакля сказала: „А я, когда вырасту большая, поймаю Синюю птицу — птицу счастья“», — позже рассказывала Наталья Ильинична.

Она росла любознательным ребёнком, черпая знания отовсюду, но больше всего её интересовала музыка. Рояль она освоила в юном возрасте, и первым её удивительные музыкальные способности отметил С.В. Рахманинов, который часто бывал в доме Ильи Саца.

Любое явление Наталья воспринимала исключительно через музыку, её артистическое воображение и тонкий слух отмечали друзья отца — К.С. Станиславский, В.И. Качалов, Е.Б. Вахтангов.

Ранняя смерть Ильи Александровича наложила отпечаток на мировоззрение Натальи. Отныне у неё появилась мечта — театральная карьера. Её она начала ещё подростком, подготовив вместе с Вахтанговым сценарий для чествования юбиляра — актёра и режиссёра И.М. Москвина.

Затем девушка работала в Драматической студии имени А.С. Грибоедова и одновременно училась в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина. Здесь она получила представление о законах сцены, освоила искусство сцендвижения и мимики. И здесь же её мечта получила реальные очертания.

Наталья грезила о создании детского театра, который явился бы достойной памятью о её отце. Театра музыкального, оркестр которого состоял бы из игрушечных музыкальных инструментов. На первый взгляд идея абсурдная, но она получила поддержку наркома просвещения Луначарского.

Наталье было всего 15, но к ней уже обращались по имени-отчеству, так как она заведовала детским сектором в Театрально-музыкальной секции Московского совета рабочих депутатов и при этом продвигала идею создания в стране первого детского театра.

Детский театр Моссовета появился в 1918 году, а спустя два года она стала директором организованного ею Московского театра для детей. Помимо спектакля «Маугли», которым открылся театр, в репертуаре были «Негритёнок и обезьяна», «Серёжа Стрельцов», «Золотой ключик».

Театральный критик Павел Марков вспоминал о ней как о девочке, энергичной и ответственной, которая чётко понимала своё призвание. Свои идеи Наталья реализовывала настолько великолепно, что вскоре её заметили и за границей. Немецкий дирижер Отто Клемперер, позвал её в Берлин, где она поставила «Фальстафа» Джузеппе Верди.

Именно эта постановка сделала Сац первой в мире женщиной — режиссёром опер. После более чем удачного старта были и другие не менее успешные зарубежные спектакли и оперы. Заслуги Натальи Ильиничны были оценены по достоинству, и в 24 года она стала заслуженной артисткой.

Фото из Интернета
Фото из Интернета

Но на пороге уже стояла беда. Её мужа, наркома внутренней торговли СССР арестовали по обвинению измене и расстреляли. Она же как жена изменника Родины получила пять лет лагерей. Чтобы дочь не сломалась в тяжёлых условиях, мать передала ей концертное платье, и Наталья Ильинична организовала в лагере кружок самодеятельности.

Её освободили в 1942 году, но в столице жить запретили. Тогда Сац отправилась в Алма-Ату, где в эвакуации находились многие артисты. И здесь она не осталась без любимого дела, открыв в Казахстане первый ТЮЗ, руководила которым 13 лет.

Наталья Сац с юными зрителями. Фото из Интернета
Наталья Сац с юными зрителями. Фото из Интернета

В Москву Наталья Ильинична смогла вернуться лишь в конце 50-х годов, когда была полностью реабилитирована. Она получила высшее образование в ГИТИСе, заведовала детским отделом Московской эстрады. А в 1964-м благодаря ей в Москве появился детский музыкальный театр, который сегодня венчает Синяя птица. Театр носит имя Н.И. Сац, а перед входом в 1998 году установили памятник его основательнице.

Фото из Интернета
Фото из Интернета

👉 При подготовке материала использованы фотографии и информация из открытых источников в Интернете👈
Статья не является научным исследованием. Автор оставляет за собой право модерации комментариев.
По вопросам сотрудничества, издания книг и размещения рекламы обращайтесь на эл. почту izdat@soyuz-pisatelei.ru
Уважаемые читатели! Спасибо, что вы с нами. Подписывайтесь на блог✔, ставьте лайки, делитесь с друзьями↪. Нам очень важна ваша поддержка! ✌

Читайте также: 👇👇👇

Марк Твен. В чём же было преувеличение?

Юрий Башмет. Волшебное звучание альта

Михаил Ромм. Пять Сталинских премий за режиссуру

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц