Найти тему
Михаил Устинов

Самые, самые, самые недооцененные чемпионы. Или «самые удачливые из неудачников»- Ирина Моисеева и Андрей Миненков.

фото из свободного доступа
фото из свободного доступа

Копенгаген, 1975 год. Моисеева и Миненков - третьи номера сборной. Судьи по разному восприняли их оригинальный танец- оценки разошлись в диапазоне от 4,8 до 5,8. Никаких шансов на пьедестал. Но произвольный танец вознес их чрезвычайно высоко. Один из зарубежных судей выставил им просто таки заоблачные для третьего номера сборной оценки – 5,8 за технику, и внимание, -6,0 за артистичность, поставив их на второе (!!!) место вслед за лидерами Милой Пахомовой и Александром Горшковым (соответственно, при оценках 5,9 и 6,0). Таким образом, выставив 6.0., оценив артистичность наравне с чемпионами. Хотя итоговое место Моисеевой и Миненкова стало только четвертым, нельзя было не заметить их поступательного движения вверх по «лестнице, ведущей вверх» - 1973 год-седьмое место, 1974 год – пятое, 1975 год-четвертое.

Вместе с Еленой Матвеевой после выступления.
Вместе с Еленой Матвеевой после выступления.

Все знают, что соревновательную часть чемпионата мира в Клорадо-Спрингс пропускали по болезни партнера Людмила Пахомова и Александр Горшков. Борьба развернулась между англичанами Хилари Гринн и Гленом Уотс, нашими парами – Натальей Линичук и Геннадием Карпоносовым, Ириной Моисеевой и Андреем Миненковым и американской танцевальной парой. Хотя в прошлом году возможности американцев Коллин о Коннор и Джима Милнса оценивались очень скромно, в 1975 году так сказать, «западные СМИ» стали прочить их на ведущие позиции, тем более, что советские чемпионы пропускали чемпионат мира по болезни партнера, чемпионат проходил на американкой территории. Трон то свободный, почему не попробовать, ведь американцы еще никогда не были чемпионами мира в танцах.

После 2-х обязательных танцев Линичук и Карпоносов набрали точно такую сумму баллов, как и американцы и лидировали на равных.Обе пары набрали по 39,52. Сумма мест у Линичук-Карпоносова -24,5, а у американцев - 24, чуть лучше, но большинство первых мест было у советских танцоров. А 3-4 места делили, набрав тоже одинаковую сумму баллов, англичане и Моисеева и Миненков. Обе пары набрали по 39,32 балла при сумме мест у Моисеевой и Миненкове 25,5, а у англичан - 26. Представляете какая была плотность результатов?! Плотность ведущих четырех пар была чрезвычайно высока.Фигуристов разделяли десятые и сотые балла. Пятое место застолбили за собой искрометные и милые итальянцы Матильда Чичча и Ламберто Чезерани. Поскольку на чемпионате Европы оригинальный танец Ирины и Андрея был воспринят противоречиво судьями, в считанные недели перед чемпионатом мира был поставлен новый танец, принятый на этот раз благосклонно.

Перед произвольным танцем лидировали американцы, вторыми шли Моисеева и Миненков, третьими шли Линичук и Карпоносов, а англичане замыкали четверку. Пятое место оставалось за итальянцами. Последние как бы оказались , извините, «прослойкой» между сильнейшей четверкой и всеми остальными. Они никого не пропускали до дележа медалей, но и сами не участвовали в нем.

Произвольный танец Ирины и Андрея был воспринят великолепно. Единственное, что удивило - оценка 5,4 за технику от американского судьи. Последующие вслед за этим все 9 оценок за артистичность 5,9, казалось уже давали понять кто становился чемпионами мира 1975.

Механически-правильные американцы станцевали чисто, но без блеска и завоевали серебряные медали против седьмого места в прошлом году. Хилари Грин и Глен Уотс с минимальным преимуществом победили в борьбе за третье место и завоевали как и в 1973 году бронзовые медали. А Наталье Линичук и Геннадию Карпоносову пришлось довольствоваться четвертым местом. Хотя перед чемпионатом они и их тренер Чайковская Елена Анатольевна не безосновательно рассчитывали на победу и болезненно приняли поражение не столько от зарубежных танцоров, сколько от третьего номера сборной. Об этом Елена Анатольевна прямо говорит в своей книге «6.0».

фото из свободного доступа
фото из свободного доступа

Американскую пару не спасла даже высшая оценка 6.0 от одного из арбитров . И это были неоправданно высокие баллы, ведь среди других баллов за артистичность были три оценки 5.7 и даже одна-5.6!

Обкатка программ на Олимпийский сезон для учеников Чайковской проходила на первенстве «Динамо» в Куйбышеве в декабре 1975 года. Уже тогда Людмила Пахомова и Александр Горшков, много сделавшие для того, чтобы спортивные танцы на льду были включены в олимпийскую программу, показали и доказали спортивному миру о серьезности своих намерений стать первыми Олимпийскими чемпионами-танцорами. Достойно на первенстве СО «Динамо» выступили и призеры чемпионатов мира и Европы Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов. Приятное впечатление оставили Ольга Кувашова и Никита Долгушин.

То, что лидерами и потенциально первыми претендентами на победу в Инсбруке были Пахомова и Горшков, не вызывало никаких сомнений. Также практически ни у кого не вызывало сомнений, что серьезнейшими претендентами на олимпийский пьедестал были Ирина Моисеева и Андрей Миненков, чемпионы мира 1975 года. Воспитанники Татьяны Тарасовой, входили в олимпийский сезон уже титулованными спортсменами, были уже мастерами, не новичками.

Как показали все соревнования сезона, Пахомова-Горшков выиграли все турниры-Чемпионат Европы, Олимпийские игры, Чемпионат мира. Вторыми вслед за чемпионами были на всех турнирах Ирина Моисеева и Андрей Миненков. В принципе это было вполне закономерно. Удивило одно, в своей упомянутой книге Елена Анатольевна Чайковская написала примерно следующее: «Новые чемпионы после ухода будут скорее всего тоже нашими, но настоящих преемников у Пахомовой и Горшкова не будет». Что это было? Как это надо было понимать? Неуважение к успехам бывшей ученицы, неуважение к соперникам своих учеников? Или непоколебимая уверенность что только ее ученики достойны первого места???

фото из свободного доступа
фото из свободного доступа

Если честно, не могу объяснить этого и сейчас, спустя много-много лет. В 1978 году, когда советский судейский корпус был дисквалифицирован, этому тоже почему то радовалась Чайковская. Она объясняла это тем, что турниры того сезона не могла судить наш судья по танцам Ирина Абсалямова. Мол, та признавала только талант Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова, и пресловутая дисквалификация шла на пользу ее ученикам Наталье Линичук и Геннадию Карпоносову. Это не мои домыслы, это к сожалению, ее слова и мысли, напечатанные в той самой книге. Тот 1978 год сложился для Ирины и Андрея очень сложно и противоречиво. Выигран Чемпионат Европы. На втором месте впервые Линичук и Карпоносов. Это тоже не могло не произвести впечатления на судейскую бригаду. Моисеева и Миненков в том сезоне использовали единую мелодию – из мюзикла Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история». Не знаю как откатали обязательные танцы наши фигуристы, но впереди были воспитанники Чайковской. У Моисеевой и Миненкова оставались еще шансы отыграться. Но в самом финале Андрей уронил Ирину и они оба упали. Представляете, какое это было эмоциональное катание теперь уже экс-чемпионов мира, если при отсутствии советского арбитра, при падении, двое из девяти судей вывели на первое место в произвольном танце Ирину Моисееву и Андрея Миненкова!!! До них никто не пробовал так называемые монотанцы. Традиционно 3-4, иногда и 5 разных по ритму фрагмента- таковы были многолетние традиции. Много позже, в 1984 году когда Джейн Торвилл и Кристофер Дин, в олимпийском году катали монотанец «Болеро», весь мир завороженно смотрел на их «кружева» на льду, забывая при этом, что еще в 1978 году наши фигуристы первыми пробовали такой подход к произвольному танцу. К сожалению, Елена Анатольевна Чайковская переломила настроение федерации в пользу своих учеников. Хотя Тарасова и выражается негативно о работоспособности своих учеников в тот сложный период, иногда хочется с ней и поспорить. Они ругались и спорили на тренировках? Но вы же тренер, Татьяна Анатольевна! Вы вполне могли быть авторитарным специалистом. Им были неинтересны обязательные танцы? Но вы же тренер, Татьяна Анатольевна, ваша задача как тренера заинтересовать их, как смогла хоть немного позже, но к сожалению, на короткий срок, Людмила Пахомова! Ваших учеников списали со счетов и уже не рассматривали в качестве претендентов на чемпионство? Татьяна Анатольевна, но вы же их тренер, у вас в руках была самая уникальная пара в истории танцев на льду! Иногда надо было включать и административный ресурс, как вы это делали до и после. Именно вы добились включения в сборную на 1972 год Ирины Черняевой и Василия Благова, хотя в рейтинге парников СССР они занимали только пятое место! Они поехали в Саппоро вместо Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, бывших в рейтинге пар вторыми на тот момент. Напомню что четвертыми тогда были Галина Карелина и Георгий Проскурин.

фото из свободного доступа
фото из свободного доступа

А вы сами пришли в спорткомитет и просто «отдали» своих воспитанников. Правда произойдет это в 1979 году, когда Ирина и Андрей уступят на чемпионате мира не только Линичук и Карпоносову , но и венграм Регоцци и Салаи. Помню показательные выступления на том Венском чемпионате. Это сейчас выступления строго регламентированы. «Позволяют» на бис во второй раз выступить только чемпионам. Тогда этого не было. Зрители решали сами кто им люб, а кто нет. Я думал, что рухнет потолок Дворца Спорта при выступлениях Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова, занявших третье место и завоевавших бронзовые медали. Они выходили на лед 4 раза……. Если говорить об эмоциональности зрителей, они видели именно их в Чемпионах. Но увы, судебный корпус и наша федерация считали по другому.

На чемпионате Европы 1976 года наши пары заняли весь пьедестал. А на Олимпийских играх и Чемпионате мира бронзовые медали завоевали американские фигуристы О*Коннор и Милнс. Англичане Хилари Грин и Глен Уотс, бывшие в 1974 году серебряными медалистами чемпионатов мира и Европы, непонятно почему резко сдали свои позиции-на Чемпионате Европы остались пятыми, а на Олимпиаде в Инсбруке опустились на седьмое место, пропустив вперед уже упомянутых итальянских фигуристов, у которых всегда выигрывали.

В 1983 году несколько отечественных фигуристов , не попавшие в сборную на Чемпионаты Европы и мира организовали ансамбль «Все звезды». Это были : Юрий Овчинников, Игорь Бобрин, Ирина Воробьева и Игорь Лисовский, Инна Волянская и Валерий Спиридонов, Елена Гаранина и Игорь Завозин, Наталья Карамышева и Ростислав Синицин. Руководителем стал Юрий Овчинников. На вопрос корреспондента «Комсомольской правды» - «А с кем бы вы хотели вместе выступать?», Юрий ответил : «Мы все были бы счастливы, если бы с нами вместе выступали Ирина Моисеева и Андрей Миненков». Ирина и Андрей к тому времени уже покинули большой спорт и я уверен, что за ними охотились все владельцы ледовых шоу. Все их программы, а особенно, показательные, будь это «Лебедь» или «Кармен», «Падам, падам» на песню Эдит Пиаф или «Ромео и Джульетта», «Караван» ….. – все это были уже готовые миниатюры для ледовых шоу.

Татьяна Анатольевна Тарасова присоединилась к работе с ансамблем уже позднее.

Но видимо Ирина Моисеева и Андрей Миненков решили для себя, что фигурное катание собственно еще не все в этом мире. Конечно, они были бы востребованы в профессиональном спорте на долгие годы. Но, они решили так как решили. Андрей занимается бизнесом, Ирина какое то время тренировала малышей. 2 сезона подряд оба судили на теле-шоу «Танцы на льду». Иногда выезжали на краткосрочные гастроли, как говорил Андрей- для "поддержки штанов", на жизнь. В декабре 1989 года Андрей Миненков среди остальных знаменитостей был приглашен судить Профессиональный чемпионат мира в Москве-«Кубок Нутрасвит».

Когда Людмила Пахомова не смогла по состоянию здоровья продолжить работать с экс-чемпионами, казалось что это уже все. Финал долгой спортивной жизни в большом спорте. Финал блистательной, усыпанной скорее шипами чем бутонами цветов карьеры. Но Ирина и Андрей стали искать тренера. Наверное многие посчитали их «отработанным материалом». В результате их последним тренером в большом спорте стала Наталья Ильинична Дубова. С ней они прожили свой последний сезон. Самый легкий и самый тяжелый одновременно. Катая свой произвольный танец на чемпионате мира фигуристы уже знали что это в последний раз. Они завоевали тогда бронзу. Но их финальная часть на греческую мелодию «Сиртаки» шла практически под непрекращающиеся аплодисменты, особенно дорожка шагов по диагонали- создавалось впечатление что танец исполняется на паркете, а не на льду. «Ребята повезли меня на мой первый чемпионат мира»-говорила с уважением о подопечных Наталья Ильинична. Всего годом ранее они на равных боролись с Джейн Торвил и Кристофером Дином. Англичане тогда не были уверены в своей победе, считали наиболее вероятным, что Моисеева и Миненков вернут себе звание чемпионов мира, а за ними будет второе место. Но такова история спорта. Одних колесо истории спускает до земли, а других возносит до небес.

Произвольный танец 1979-1980гг. Фото из свободного доступа.По мнению Лоуренса Деми это был лучший произвольный танец сезона.
Произвольный танец 1979-1980гг. Фото из свободного доступа.По мнению Лоуренса Деми это был лучший произвольный танец сезона.

Так кто они, Ирина Моисеева и Андрей Миненков-неудачники или, наоборот, счастливчики?

Дортмунд. Чемпионат мира 1980 года. Линичук и Карпоносов, чудом ставшие Олимпийскими чемпионами, здесь уступят венгерским танцорам. Но мне хотелось бы конечно не обсуждать прогнозируемое поражение учеников Чайковской, а проанализировать выступление героев моего очерка. Как я уже говорил, в силу авторитета Елены Анатольевны, лидерами в сборной считались именно ее ученики. О том, что Ирина Моисеева и Андрей Миненков тоже способны побороться за золотые медали, что они тоже в конце концов двукратные чемпионы Европы и мира, казалось никто в сборной уже и не вспоминал. Почему?

Перед произвольным танцем Моисеева и Миненков впервые шли на четвертом месте. Обязательные танцы в то время вообще никогда не показывали и трудно судить заочно кто же был лучше. Но факт остается фактом – в обязательных моих героев впервые обошли Джейн Торвилл и Кристофер Дин.

По жребию от СССР произвольный танец судил наш Игорь Кабанов, бывший тренер Ирины и Андрея, поставивший их в пару. Он уже давно отошел от тренерской деятельности, погрузившись в судейскую и административную работу. Самую низкую оценку получили Моисеева и Миненков от венгерского судьи – оба раза по 5,6. И вот самое главное. Кабанов ставит объективную оценку -6,0 за технику. Казалось бы, вот заслуженная оценка труда Пахомовой, Моисеевой и Миненкова?! Как гром средь ясного неба, звучит оценка 5,7 за артистичность от того же Кабанова. И это при 6,0 за технику!!! Как это можно было понимать? В итоге получилось что советский судья не смог определить кто же лучший был из трех пар, он поставил 5,8 и 5,9 – Линичук и Карпоносову и 5,9 и 5,8 –Регоцци и Салаи. Трудно понять умозаключения советского арбитра. Но если попробовать поразмыслить логически, вполне могло быть и нарекание со стороны нашей Федры. Разве можно было в борьбе за мировое золото Линичук и Карпоносова с венграми, выводить на первое место другую советскую пару??? Тем самым способствуя проигрышу олимпийских чемпионов? Вот и получили мои герои 5,7 за артистичность, одну из самых низких для них оценок . Возможно что Игорь Кабанов просто испугался своей смелости и «исправился» второй оценкой?

Замечу, что по итогам сезона Лоуренс Деми, выступая на ежегодном совещании тренеров и судей, назвал тот произвольный танец Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова абсолютно лучшим в том сезоне. И это при том, что везде они оставались даже не вторыми, только третьими…….

фото из свободного доступа. За роялем - Наталья Ильинична Дубова.У рояля - Ирина Моисеева и Андрей Миненков, Елена Матвеева.
фото из свободного доступа. За роялем - Наталья Ильинична Дубова.У рояля - Ирина Моисеева и Андрей Миненков, Елена Матвеева.

В 1981 году на чемпионате Европы Линичук и Карпоносов категорически уже были не конкурентны. Они едва унесли ноги от Бестемьяновой и Букина и уже не поехали в Хартфорт на чемпионат мира. Ирина и Андрей казалось бы возрождались, но серебряные медали того года не принесли ожидаемого результата. Экс-чемпионам мира предстояло прожить в большом спорте еще один сезон, который провела с ними Наталья Ильинична Дубова.

Пересматривая иногда записи выступления Моисеевой и Миненкова ловлю себя на мысли, насколько же они опередили свой вид фигурного катания! Какие то моменты в силу многих лет и технического прогресса трудно сравнивать, это бесспорно. Но так же бесспорно, что некоторые их элементы, дорожки , поддержки выглядят и на сегодня вполне современными и соответствующими современным техническим требованиям!

Бесспорно то, что выдающуюся роль в становлении спортивных танцев на льду сыграли наши Людмила Пахомова и Александр Горшков. Во многом благодаря именно им этот вид фигурного катания получил олимпийскую прописку. Но если потребуется назвать вторую пару, внесшую равноценный вклад в развитие танцев, это безусловно будут Ирина Моисеева и Андрей Миненков. И это не требует никаких доказательств с моей стороны……..

На просторах интернета встретилось высказывание Натальи Бестемьяновой о своих согрупниках- «Они были великими танцорами, но не были великими спортсменами». Что она имела ввиду? Разве можно быть великим танцором, но так и не стать великим спортсменом? Стоит ли это понять так, что Бестемьянова и Букин в свою очередь были великими спортсменами, но что они не были великими танцорами, т.е. наоборот?!

У Ирины и Андрея – 8 лет «медальных» лет в большом спорте из общих 10 лет. Много это или мало? Разве все можно измерить золотыми медалями? Признание миллионов болельщиков во всем мире разве не важнее? В нашей советской истории или уже российской было много хороших пар, были прекрасные партнерши или наоборот, партнеры….Татьяна Войтюк и Вячеслав Жигалин, Светлана Алексеева и Александр Бойчук, Майя Усова и Александр Жулин…….Всех сразу и не вспомнишь, особенно если главные герои очерка – Моисеева и Миненков. Место Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова в этой советско-русской истории особое. Именно они привнесли свой яркий вклад в становление и развитие танцев. И это места никому из последователей у них уже не отобрать.

2020г. Самара Устинов Михаил.