В книге «Зоѓар» («Тикуней Зоѓар», преамбула 3:2) сказано: «Жизненная энергия, которую сфирот получают от Творца, есть не что иное как сама Его суть. Это подобно тому, как солнечный свет внутри Солнца, еще не излученный в мировое пространство, и само Солнце суть единая субстанция. Всевышний и сформированный Им «костяк» мироздания составляют, наподобие души человека и его тела, органическое единство в системе сфирот мира Ацилут».
Попробуем пояснить эти слова. Однако прежде определимся с терминами.
«Жизненной энергией», получаемой сфирот, мы называем свет Творца, образующий эти сфирот.
«Светом» Творца мы называем нечто, исходящее из Творца, без определения сущности этого нечто. Понятие «свет» говорит лишь о том, что это нечто было скрыто, как свет Солнца внутри тела Солнца, а потом раскрылось и стало явным, но сущность этого нечто не определяется. Возможно, иносказательно это можно сравнить с квантом: иногда это нечто обладает массой, то есть является нечто сущим, а иногда это волна без массы, то есть относится к категории «ничто́». И в первом, и во втором случае свет Творца обладает свойством распространяется и несет в себе творческую силу Б-га.
Словом «костяк» мы называем ограниченные элементы или оболочки сфирот, или, еще по-другому, «сосуды», которыми созданы творения в высших и низших мирах и которые наполнены Б-жественным светом. И свет, и сами эти элементы суть категории Б-жественного, а не сотворенного, в отличие от света сфирот и элементов, заключающих его в себе, в мирах Бриа-Йецира-Асия.
Поясним эту мысль. Б-жественность может быть безграничной, а может проявиться в ограниченной форме. Здесь ограниченность не является недостатком, наоборот, она подчеркивает абсолютное совершенство: Б-жественность столь совершенна, что может быть ограниченной также. Ведь, «если ты скажешь, что Б-жественность не может быть ограниченной, ты умалишь Ее совершенство» [1].
В противоположность этому ограниченные творения ограничены по сути. Если Б-жественность ограничила сама себя, то с творениями это не так, они ограниченны не своей волей. Поэтому в творениях ограниченность является недостатком.
В этом разница между миром Ацилут, где ограниченность также является проявлением Б-жественности и имеет Б-жественную сущность, и мирами Бриа-Йецира-Асия, в которой существуют творения.
Итак, в мире Ацилут Всевышний и «костяк» мироздания составляют органическое единство. Однако мы знаем, что сущность Всевышнего – Эйн Соф – бесконечна и непредставима, а «костяк» состоит из ограниченных элементов, чье влияние на миры имеет предел. Как соединить одно с другим? Ведь Б-жественность не состоит из частей, также и мир Ацилут не состоит из частей. Каким образом безграничность и ограниченность составляют органическое единство?
Однако, дело в следующем: сфирот, составляющие «костяк» мироздания, воплощают в себе не самый существенный аспект Б-жественной эманации, то есть Суть Всевышнего не в том, что от Него образуются миры. Однако сфирот несут в себе Его способность творить «нечто» из «ничего», ибо связь их с сутью Эйн Соф носит лишь функциональный характер, поскольку они участвуют в акте творения. Иными словами, сфирот возникают в Б-жественном свете Всевышнего подобно отражению в воде: они отражают «конструкцию» мира, но сами по себе смысла не имеют.
Сфирот образуются одна из другой причинно-следственным переходом с одной ступени на более низкую, но миры Бриа-Йецира-Асия и все что в них, образуются актом творения, о чем сказано: «Вначале сотворил Б-г…» (Берешит, 1:1).
По отношению к сотворенным сущностям сфирот называются «неопределенными» сущностями. И так же, как человеческий разум не в состоянии постичь даже самые внешние аспекты Эйн Соф – бесконечной сути Творца, как сказано: «...Сам же Я недоступен для созерцания» (по Шмот, 33:23), он не может постичь и сути сфирот. Даже Моше – да будет душе его покойно в раю! – постигал лишь внешние, простые аспекты сфирот (здесь нет места вдаваться в подробности).
Итак, сфирот выходят одна из другой, как из общего выходит частное. Материальный же мир не только не может быть образован непосредственно из сфирот, но даже из отдельных сотворенных духовных сущностей мира Асия – таких, например, как ангелы. Даже многократное выделение частного из общего, к примеру абстрактного разума более частного порядка из абстрактного разума более общего порядка [2] (идеальных прообразов материальных объектов, в том числе таких как ангелы, в которых уже проявляется материальное начало), не может привести к образованию столь грубой материи, как та, из которой состоит земной шар.
В результате образуются лишь души животных, к примеру, духовный прообраз травоядных животных в мире Йецира является ангелом «Лик быка»; в него уходят корни душ травоядных животных нашего мира.
Очевидно, что любая сотворенная сущность ничтожна по отношению к Творцу, к Его бесконечной сути. Более того, любая сотворенная сущность как бы не существует даже относительно созидающей силы Творца и Его света, который изливается на уровень творений, даруя им жизнь, и который передаются посредством оболочек десяти сфирот миров Ацилут, Бриа, Йецира и Асия. Ибо луч [3] бесконечного света Творца, благословен Он, пронизывает оболочки сфирот, и относительно света сфирот все мироздание представляется как абсолютное ничто. Иносказательно это можно представить так, что солнечный свет, еще не излученный в мировое пространство, ничто по сравнению с самим светилом (Танья, ч. 2, гл. 3)
Однако ничтожность всех творений является истиной, открытой лишь Творцу, – только Он, благословен Он, знает, в чем состоит процесс творения на всех его стадиях, начиная с самой высшей (творческого импульса Творца), и заканчивая самой низшей (образованием материальных объектов).
Творениям же дано познать лишь низшую форму бытия – факт своего существования. Однако затем можно получить примитивное представление и о высшей форме бытия – тайной сути Творца, дарующей им жизнь. Тем не менее, мы абсолютно не в состоянии постичь и осознать природу созидающей силы Всевышнего, воздействующей на нас, ведь если мы не ощущаем ее воздействие, то в нашем представлении она – «ничто».
Есть и еще причина, по которой творческая сила Всевышнего является для нас «ничто»: природа этой силы и природа творений принципиально несопоставимы, их соотношение между собой ни в малейшей степени не похоже на взаимосвязь общего и частного, большого и маленького.
Ведь частное в некоторой степени постигает и осознает общее, и полученные ею знания и представление о своем источнике приводят ее к ощущению собственного ничтожества в сравнении с общим.
Кроме того, по своей природе, по сути своей, частное и общее не столь уж различны: они отличаются друг от друга лишь постольку, поскольку одна из них – упрощенный вариант другой. Это отличие не столь принципиально, сколь принципиальна разница между сутью сотворенного и сутью творческой силы Всевышнего [4], постоянно воздействующей на предмет и создающей его из «ничего».
Поэтому, несмотря на то, что Всевышний и есть единственное абсолютное «не́что», а все создания – «ничто́» по сравнению с Ним, акт творения и называется образованием «не́что» из «ничего».
Теперь вернемся к вопросу, поставленному в начале: каким образом безграничность и ограниченность в мире Ацилут составляют органическое единство?
Для того, чтобы предмет, созданный безграничной творческой силой Всевышнего, стал ограниченной сущностью с конечными параметрами, бесконечный свет Всевышнего – Эйн Соф – принимает такую форму, которая позволяет ему излиться в оболочки десяти сфирот мира Ацилут. Свет этот и оболочки становятся единым целым, как сказано (Зоѓар, приведено в начале): «...Свет и оболочки образуют органическое единство...». В результате такого слияния оболочки сфирот принимают участие в создании ограниченных по своей природе объектов; еще значительней их роль в мирах Бриа-Йецира-Асия, где сотворенные объекты имеют еще более жесткие ограниченные рамки.
Безграничный же свет Всевышнего – Эйн Соф, – который объемлет все четыре мира Ацилут, Бриа, Йецира и Асия в равной степени, остается недоступным для каждого из них в равной степени; однако также участвует в процессе творения, проникая в десять сфирот миров Бриа-Йецира-Асия сквозь их оболочки и сливаясь в них с лучом света Всевышнего. Оказавшись внутри, безграничный свет наделяет эти оболочки могучей силой: способностью творить «не́что» из «ничего». А постольку сфирот, участвуя в процессе творения, раскладывают, подобно призмам, поток безграничного света на множество отдельных лучей, в мироздании появляется множество разнообразных отдельных и ограниченных творений.
Стоит добавить, что тема эта очень сложная, и ни в коем случае нельзя думать, что в одной статье можно выразить ее в достаточной степени. Мы лишь очертили ее в общем и целом, как говорится, в первом приближении. По мере возможности постараемся вернуться к этому в будущем с более подробными пояснениями.
Примечания
[1] «Аводат ѓа-кодеш».
[2] В терминологии Маймонида (Рамбама) так называются ангелы. В духовных мирах индивидуальность каждого ангела обусловливается степенью его постижения Всевышнего и его интеллектуального уровня. См. Рамбам, «Мишне Тора», Законы основ Торы, 2:5,6.
[3] Образ ограниченного света Творца.
[4] Переход от абсолютного к относительному недоступен пониманию; между ними не существует промежуточных звеньев. Сотворенное – нечто принципиально новое; создать его может только Сам Всевышний.
Автор: р. Хаим Фильцер