Секреты светской болтовни
Мероприятие класса «Премиум» для деловой и светской элиты
Некоторым из нас приходилось бывать на торжественном светском приёме, званом вечере без танцев. Сценарий любого и не всегда увеселительного мероприятия, на котором присутствуют, казалось бы, воспитанные и образованные люди, - встретились, посидели, посплетничали и разошлись.
А те из нас, кому удалось пожить среди людей различного социального статуса в разных странах, сходятся во мнении, что больше нашего нигде не сплетничают.
Конечно, не все собравшиеся изначально настроены на пересуды. Но обязательно найдутся два-три заядлых сплетника. Они как бы приглашают посплетничать, провоцируют присутствующих исходными фразами-посылами, привлекающими всеобщее внимание: «Представляете, какой ужас! Вы не слышали, что с ней случилось? Вы не поверите…»
Реплики сплетников могут быть как безобидно поверхностными, так и зловещими, циничными и даже интимного свойства («А вы не знали, что он импотент?»)
Если в каких-то странах тема «Почем? Сколько стоит?» в светском обществе не обсуждается (об этом говорят в узком кругу люди среднего достатка и ниже), то у нас на презентации фирмы и на дне рождения именитого господина можно «возвыситься» в глазах слушающих, назвав цену своей шубы, или «унизить» кого-то, сообщив, что у него пиджак и ста долларов не стоит.
Такое впечатление, что с банкета на банкет, с вечеринки на вечеринку, с презентации на презентацию, с выставки на выставку ходит одна и та же группа господ и дам, которые постоянно занимаются пересудами знакомых и незнакомых людей.
Как правило, они обижены на весь мир, выбиты из колеи или же пытаются превзойти других в осведомленности, проявить максимум своеобразной компетенции. Иногда сплетники, сознавая свою правоту во всем и всегда, злонамеренно стремятся проучить тех, кто живет не по их правилам. Обычно особы, утратившие душевное равновесие, сплетничают по-разному: кто-то с «энтузиазмом», кто-то «творчески», кто-то «благожелательно». Хотя общеизвестно, что зависть и злорадство вызывают желание сплетничать, чей-то успех или неудача заставляют совать свой нос в чужие дела.
Итак, жизненные наблюдения подтверждают мнение, что «тусовки», на которые собираются пообщаться и отдохнуть, так сказать, интеллигентные люди, ничем, кроме имен присутствующих и повода их объединения, от всех подобных в любое время и в любой среде не отличаются. Итог общения всегда предсказуемый и одинаковый. Кто-то обижен, кто-то унижен, кто-то озлоблен, кто-то оскорблен, кто-то утомлен, и почти все раздражены.
Так должно быть в идеале
Светская болтовня – это что-то легкое, непринужденное, естественное, приятное. Она возникает без особых стараний и усилий, ни для кого из собеседников не утомительна или неприятна. Как только покажется, что она становится таковой, она принимает оборот еще более легкий, еще более приятный. Но в жизни, как мы убеждаемся на собственном опыте, участники светских разговоров, к сожалению, нередко опускаются до уровня пересудов и сплетен.
Секреты светской болтовни
Эти секреты даны нам в литературном наследии философов и писателей прошлого. Их следует знать, чтобы достойно вести себя в обществе.
Во время светских разговоров нельзя ни выяснять что-то, ни слишком углубляться во что-то. Здесь неуместны обмен мнениями, дискуссия, спор. Поэтому для светской болтовни совсем не годятся мыслители, педанты, всезнайки, ханжи, а также самовлюбленные, которые умеют говорить только о себе.
Светской болтовне свойственно легкомыслие. Кто не обладает легкомыслием, тот должен уметь изображать его. Кто и этого не может, тот выключается из светской болтовни, ищет подходящего спорщика и полемизирует с ним сколько душе угодно.
Искусство светской болтовни требует упражнений и опыта. У того, кто владеет этим искусством, нужные слова текут как бы сами собой: беззаботно, непосредственно, нередко с кажущимися самозабвением и наивностью.
Мастер светской болтовни следует своим внезапным, случайным мыслям. Они всегда к месту, всем понятны, никого не задевают, увлекательны, забавны и со вкусом преподнесены.
Не требуется слишком много утверждать, напротив – как можно меньше, чтобы оставлять открытыми двери и для других возможных мнений. Ничего не надо слишком подчеркивать, не следует задавать конкретных вопросов, поскольку собеседник может принять их всерьез и совершенно серьезно на них ответить. Тогда порхающей и щебечущей болтовне – конец.
Настоящая светская болтовня не ищет никакой темы. Она подобна игре: как хорошо играть со всем, что гладко и кругло! Болтают примерно так, как катаются на коньках: пусть это дается с трудом – выглядеть должно воздушно и грациозно.
Если светская болтовня радостно начинается и радостно заканчивается, то все идет как надо.
Многие люди чувствуют себя в светском обществе хорошо. Но нельзя верить, что эта среда способна исчерпать все сердце и заполнить всю душу человека. Конечно, случается и такое. И все же надо чувствовать, что болтающий знает другую жизнь и живет ею, что он принимает эту установку на болтовню лишь традиционно и следует ей. За игрой он скрывает свою серьезность, убеждения, дар наблюдательности, не забывает о своих проблемах.
Умный и болтая думает, хитрый болтает, чтобы что-то утаить…
После нескольких часов светской болтовни возникает ощущение, как будто счастливо проскользнул по тонкому льду едва замерзшей реки. Как хорошо, что это позади!
Татьяна Порецких