Продолжение. В первой части: рассказ о том, что любые прогрессивные изменения в прошлом человечества следовало начинать с обеспечения населения продовольствием.
Ну, допустим: заставили мы всех растить картошку и есть её (что уже сложнее, Петр I не даст соврать). Продуктивность сельского хозяйства (речь о периоде до ХХ века) выросла аж на 20%! Это много, если что - хорошая аграрная реформа редко давала увеличение производства продуктов больше, чем на 10%.
А это значит, что у вас высвободилось процентов 10 населения - остальные 10 процентов составляют лоботрясы и лодыри, которые работать не будут даже из-под палки, да и лучше уж пусть эти неумехи и не работают :) Ну и кто-то должен производить избыточный продукт - просто для гарантии от голода в ближайшие несколько лет с начала ваших прогрессивных реформ.
Опять же, 10% - это много! Вот только, насколько это много?
Тут мы утыкаемся во вторую проблему попаданства: в традиционных сообществах вообще очень мало народу. Просто мало. Петровская Россия, ЕМНИП, имела около 17 миллионов жителей - это на территории в 1/7 всей суши на планете Земля. И это еще хорошо! можно согнать пару миллионов на строительство Петербурга и Мариинской системы каналов. Ну да, вся остальная страна обезлюдеет... Но мы же прогрессорствуем! на будущее работаем!
А вообще-то, более-менее безболезненно (не по-петровски) вы сможете привлечь к своим забавам 1-2 процента населения. И вам еще придется очень серьезно продумывать логистику: потому что этих людей, оторванных от их деревушек, вам придется чем-то кормить и где-то селить. Обеспечивать их одеждой и помывкой, а также каким-то минимумом развлечений... и баб, если вы не хотите постоянных бунтов и драк с поножовщиной. Короче, почитайте, как выглядел Магнитогорск в 30-ых, и не делайте, как товарищ Сталин. Никакой прогресс того не стоит, уж извините. Ну или организовывайте этот прогресс по-человечески.
* * *
Кстати говоря, мы как-то прошли мимо еще одной проблемы - а проблема достаточно серьезная. Она, так сказать, промежуточная между проблемой голода и проблемой наличия рабочих рук.
Вот, к примеру, дали вы индейцам новые культурные растения, которые приносят в три-четыре раза больше урожай. Как вы полагаете, что произойдет дальше? три четверти населения займётся ремеслами, а также продвижением образования и высокой культуры?
Отнюдь нет.
Ваши подданные радостно уменьшат площади обрабатываемой земли в четыре раза, а освободившееся время потратят на танцы, песни, и безделье.
Американские туристы спросили мексиканских рыбаков:
- Почему вы выходите в море только утром? чем у вас занята вторая половина дня?
- Ну, мы сидим на веранде, и пьем пульке.
- Но вы могли бы еще раз выйти в море, и наловить еще рыбы!
- Зачем?
- Продавая больше рыбы, вы смогли бы купить более крупные суда, и ловить рыбу дальше от берега.
- Зачем?
- Там водится больше рыбы, и ваши доходы бы увеличились!
- Ну и что?
- Но вы смогли бы основать фирму, и за вас ходили бы ловить рыбу другие!
- И что?
- И вы смогли бы спокойно сидеть на берегу и пить пульке на веранде!
Этот эффект наблюдался в истории не раз, не два, и не три. При повышении производительности труда образ жизни остается прежним, просто работать люди начинают меньше.
Так что, дорогие прогрессоры, вам не только придется решить проблему голода - вам еще и придется жесткими методами заставить высвободившиеся рабочие руки чем-то заняться, помимо чесания языков и делания детей. Я бы сказал, без Петра I с его методами, в конечном итоге, не обойдется ни один прогрессор... Если только его задача не ограничивается снижением частоты голода и увеличением количества жителей.
* * *
Еда - это раз.
Рабочие руки - это два.
Заставить их работать - это три.
Решили эти проблемы? готовьтесь решать четвертую: культурную. Ваши бывшие крестьяне/охотники/собиратели/рыболовы попросту не умеют работать на ваших хитрых производствах. Они и не хотят учиться, и не могут: мозги заскорузли в "идиотизме деревенской жизни" (С) В.И. Ленин. И вообще, зачем делать так, как хочет дурной барин, если спокон веку все делали иначе?
"Культура производства" - это серьезнейшая проблема, от которой страдают почти все "развивающиеся" и недоразвитые страны.
Пример? да легко.
Атомный подводный флот СССР зафиксировал почти в двадцать раз больше аварий и катастроф с жертвами среди моряков, чем в атомном подводном флоте США: что-то типа 128 против американских 7. Ну, предположим, американцы не сообщали о большинстве своих аварий, допустим. Но все равно разница - огромная, и не в пользу советского флота. Почему так?
Сидели комиссии, анализировали.
Примерно 60% всех аварий на советских АПЛ связаны с одной и той же бедой: прорыв трубопроводов высокого давления. А этот самый прорыв почти всегда был следствием наличия микротрещин в трубах. Откуда же микротрещины? производители поставляют трубы совершенно нормальные. Оказывается, рабочие на верфях, когда проводят сварочные работы... Не накрывают ниже расположенные трубопроводы специальным ковриком. "А зачем?" А нужен этот коврик затем, чтобы окалина, падающая во время сварки, не попадала на трубы. Остывая, эти маленькие кусочки окисла железа создают микротрещины, по которым потом, в море, происходит разрыв трубопровода.
Боролись с рабочими пару десятилетий. Штрафовали. Увольняли. Вели разъяснительные беседы.
Всё без толку. Ну не видит работяга эти микротрещины своим глазом! А раз не видит, значит - всё выдумывают яйцеголовые. Хотят жизнь усложнить простому русскому человеку.
Ситуацию удалось как-то выправить только поставив камеры видеонаблюдения. Поскольку никто не знает, где эти камеры стоят, - то проще не создавать себе проблем и положить-таки коврик.
Что, мало? вот вам еще пример.
Распределили из МИЭТа паренька на одно из микроэлектронных предприятий Зеренограда. А там, знаете ли, "чистые зоны". Это такие помещения, куда подается специально отфильтрованный воздух, в которым очень мало пылинок. Ну и работать там можно только в специальной одежде, которая не пылит. И даже бумагу там использовать нельзя - если что-то надо записать, пишут на специальном тонком пластике. И специальными ручками. Если вы думаете, что я сочиняю, почитайте специальную литературу.
Так вот, в одном из цехов - читай, "чистых зон" - вдруг практически прекратился выход годных микросхем. Совсем, в ноль. Ну, этот паренек туда и отправился, разбираться.
Оказывается, тёткам, которые работали в "чистой зоне", стало вдруг душно (это при том, что там кондиционированный воздух, со строго определенной температурой и влажностью... но тёткам же не объяснишь, душно - и всё тут!) И эти тётки договорились с работягами... И те им в "чистую зону" в окна врезали форточки!!!
Ясное дело, никакой чистоты в этих самых зонах не стало - ну и микросхемы перестали получаться. Там и одной пылинки на схему, как правило, достаточно, чтобы все пошло лесом.
Там ещё было много забавных подробностей в этой истории, как этого паренька чморили за то, что он людям "нормально жить не дает". Паренька уволили, тёток тоже, форточки заделали...
Культура производства? не, не слышали.
Про культуру производства я могу рассказывать долго и упорно; но, как мне кажется, этих примеров уже достаточно, чтобы понять: просто так взять Ваньку от сохи и Маньку от коровьих сисек, и поставить их варить сталь и печатать микросхемы - не выйдет. Даже если их сперва долго учить, как надо - они все равно будут стараться сделать "как им кажется правильным". Как коров за сиськи дергали, и лошадь погоняли.
А что вы думаете, откуда берутся выпускники ВУЗов, которые загоняют гироскоп в ракете в гнездо в неправильном положении - кувалдой? А это вот, совсем недавно. Года три тому назад было.
Собственно, до сих пор в Китае одна и та же проблема: при открытии нового завода первые два-три года идет сплошной брак. Потому что работники - из китайского села, они в основном в школе заветы Мао и учение Конфуция проходят. За первые два-три года на заводе происходит двукратная смена состава сотрудников, из этих трех составов, наконец, набирается один, которые более-менее способен следовать технологическим циклам. И еще через два-три года, наконец, этот завод начинает производить более-менее приличную продукцию.
До сих пор! Хотя в Китае уже лет двадцать нет серьезных проблем с культурой производства... На тех предприятиях, где есть устоявшийся коллектив.
* * *
Так что, дорогие авторы фантастических романов. Не сделают вашему попаданцу булат в средневековой кузнице. И испанская терция не получится из стрельцов, как их ни гоняй на плацу. Про командирскую башенку в 1940 году тоже забудьте думать: банально не умели тогда варить хорошее стекло. И радиодетали правильно монтировать тоже не умели, потому и не было в РККА достаточного количества хороших (и, главное, работающих) радиостанций. При, формально, довольно значительном выпуске.
Чтобы работяги сделали ППС, недостаточно дать им чертежи и пресс. Надо еще обучить эти чертежи читать, и обращаться с прессом. А потом они должны научиться тому, чему вы их учите. И, отбраковав примерно три четверти рабочих, года через два, вы, наконец, сможете попробовать сделать этот самый супер-простой в производстве пистолет-пулемет.
Окончание следует...