Действия человека зависят от двух вещей: интенсивности эмоции и способности с ней справиться. Но почему же наши родители, бабушки и дедушки умудрялись справляться с этими эмоциями, а современные подростки стали столь нервными и неадекватными?
У меня растет дочь-подросток. Как и у большинства взрослеющих детей, в ее характере все больше проявляется нервозность и непослушание. Появилось недовольство своей внешностью и желание похудеть. И она худеет. До недавнего времени все эти изменения я списывала на бушующие гормоны. Но получая все больше новых знаний из книг по психологии и физиологии, я стала осознавать, что главная причина поведения наших подростков вовсе не их наглость или бесстыжесть и даже не бушующие гормоны, хотя они тоже вносят свою лепту, а мозг подростка, который подвергается колоссальным изменениям в период взросления.
Очень подробно с научной точки зрения описано это в книге профессора психологии, ведущего мирового эксперта по подростковому возрасту Лоуренса Стейнберга.
Переходный возраст. Не упустите момент
Итак!
За интенсивность и формирование эмоций у человека отвечает лимбическая система головного мозга. Примерно к началу пубертатного периода она становится более возбудимой.
За навык самоконтроля, то есть способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение, отвечает префронтальная кора мозга. В подростковом возрасте эти две части мозга учатся работать совместно.
Продолжительность подросткового периода наших бабушек и дедушек составляла около 5 лет. Поэтому у них повышенная возбудимость мозга вследствие пубертатного периода совпадала с тем возрастом, когда человек уже может эффективно справляться с этим возбуждением.
В современном мире начало полового развития сдвигается ко все более раннему возрасту, а сам подростковый период длится примерно 15 лет. Причину этого явления я описывала в предыдущей статье. А вот возраст, когда у человека развивается навык самоконтроля, который способен утихомирить яркие подростковые эмоции, увы, не снизился.
«Существует временной лаг между активацией систем мозга, стимулирующих эмоции и импульсивность поведения, и развитием систем, позволяющих эти эмоции и порывы контролировать. И чем продолжительнее этот период дисбаланса, тем выше риск самых разных проблем, таких как депрессия, алкогольная или наркотическая зависимость, ожирение, агрессивность и иное неадекватное поведение».
Все вышесказанное с позиции нейронауки объясняется в книге и подкрепляется статистическими данными. Кроме того, автор рассказывает:
- как родители могут повлиять на то, чтобы подростковый возраст наступил в свое время;
- что можно предпринять еще в детстве, чтобы повлиять на развитие префронтальной коры головного мозга;
- почему подростки более склонны к рискованному поведению;
- как защитить наших взрослеющих детей от самих себя.
Если мы, родители, будем обладать минимальными знаниями о том, что творится с нашим взрослеющим ребенком, а также что и кто в этом виноват, мы сможем помочь ему вырасти психически здоровым и успешным человеком.
И пусть меня в очередной раз забросают в комментариях упреками в рекламе, но книга действительно замечательная! Обязательно буду еще раз ее перечитывать, чтобы закрепить полученные знания.
Электронная книга на ЛитРес >>
Бумажную книгу в продаже не нашла (
Маленькая просьба: если статья вам понравилась, поставьте любой смайлик в комментариях 😌 Для нас это очень важно.
РЕКОМЕНДУЕМ рубрику: #кшд - книги по воспитанию