За что выгнали из университета Белинского, будущего признанного критика и мыслителя? И почему Достоевский чуть не лишился жизни из-за какого-то письма? Читайте в нашем материале.
В 1832 году начальство Московского университета исключает студента Виссариона Григорьевича Белинского с формулировкой «по слабости здоровья и притом по ограниченности способностей». Первая часть формулировки была правдива, Белинский сам писал про про подорванное здоровье из-за плохих условий жизни в университете: начиная от ужасного обращения со студентами, заканчивая отвратительно налаженным бытом и «супом с червями». Но обвинять будущего классика в «ограниченности способностей»...
Уже после смерти Виссариона Григорьевича Г. В. Плеханов будет говорить, что Белинский был «самым глубокомысленным из наших критиков», обладавшим «чутьём гениального социолога». Его огромный вклад в отечественную литературу и общественную мысль будут признавать и ценить Достоевский, Чернышевский, Ленин, и многие другие. Так что же заставило университетские власти исключить талантливого студента, да ещё с такой гнусной формулировкой?
Поводов для исключения было много, но их все можно объединить понятием: «свободомыслие». В 1830 году Белинский хочет опубликовать рукопись драмы «Дмитрий Калинин». Содержанием пьесы был пылкий протест против крепостничества, провозглашение и утверждение человеческого достоинства. В этом произведении нашли отражение те беседы и размышления, которые звучали в комнате Белинского в общежитии.
В историю этот кружок единомышленников вошёл под названием «общества 11-го нумера». Сборища молодёжи, окрылённой идеями свободы, справедливости, разума, не могли понравится властям университета. Поэтому неудивительно, что и «Дмитрия Калина» цензура не пропустила, и что самого Виссариона выгнали.
Между тем за тот короткий срок учёбы в университете было проведено множество встреч, частыми гостями комнатушки в общежитии были и Герцен с Огарёвым, и Боткин с Бакуниным, и Станкевич. Говорили о романтизме Шеллинга, и о диалектике Гегеля, новизной и глубиной работ которого студенты были буквально шокированы. Примеряли новые идеи на российскую действительность, видели выход в просвещении народа, в моральном пробуждении. Также они поддерживали связь с другими кружками и польской молодежью, пытавшейся осуществить революцию (безуспешно). Родившиеся тогда дружба, уважение друг к другу и кипучая интеллектуальная работа связала мыслителей, поэтому даже после исключения из университета Белинский поддерживал общение с товарищами.
«Социальность, социальность — или смерть! Вот девиз мой. Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность? Что мне в том, что гений на земле живет в небе, когда толпа валяется в грязи? <...> И настанет время — я горячо верю этому, настанет время, когда никого не будут жечь, никому не будут рубить головы... Не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья — будут люди... »,
— из письма Боткину
Не мудрено, что за такие слова в царской России имя Белинского стало запрещённым. Вместо этого цензоры чаще всего писали «критик гоголевской периода».
Несмотря на то, что выходец из семьи пензенских разночинцев В. Г. Белинский стал известен всему миру, как гениальный литературный критик, его вклад в развитие общественной мысли был не менее велик. В этой немного странной, болезненной, чахоточной фигуре, постоянно занимавшей денег, бедствующей, но энергичной, эмоциональной, идеалистической, сходились, как в одной точке, многие поколения великих людей. Он культурологически связывал Рылеева и Ленина, Пушкина и Чернышевского, декабристов и будущих революционеров 20 века.
Знаменитое письмо Гоголю стало символом взглядов Белинского, и всего его «потерянного» поколения. Людей честных, умных, истинных патриотов, желавших блага своей стране и своему народу, но так и не увидевших преобразований о которых они мечтали. Отрывок из знаменитого письма:
«Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище… страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».
— из письмо Белинского Гоголю
Это письмо было запрещено к распространению в Российской Империи. В 1849 году за чтение и за «недонесение о распространение преступного о религии и правительстве литератора Белинского» Достоевского приготовили к смертной казни (позже наказание заменили на каторгу).
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал !
Чтобы знать об истории еще больше, читайте нас в инстаграме: инста-проект «Хистори»