Нешуточные баталии развернулись вокруг планов администрации города по расширению проспекта Ленина, сопровождающегося вырубкой значительной части стоящих вдоль него деревьев. Счет великолучан, подписавших петицию, призывающую спасти проспект, идет уже на тысячи. Но, может быть, общественным мнением просто умело манипулируют? Мы решили прогуляться по центральному проспекту и выяснить, что же на самом деле думают по этому поводу горожане, ради которых все это вроде как и делается. Ниже приводим наиболее интересные, на наш взгляд, высказывания людей…
Татьяна: Категорически против!!! Город итак лысый, пыльный: вырубили Октябрьский, Дьяконова. Дышать нечем. В жару хотя бы по тенечку можно пройти. Деревья — это легкие города! Планируемый проект ничего нам не даст. Один ряд деревьев уже убрали – получились только стоянки для машин, никакого расширения!
Александр: Не думал над этим. Наверное, нужно, раз делают…
Игорь: Сложно сказать. Разгружать дороги, конечно, нужно, но чем потом дышать людям, живущим на проспекте?
Галина: Против всей своей душой. Еще моя мать эти деревья сажала. Не понимаю, почему такие решения принимаются кулуарно, а не выносятся на обсуждение горожан? Видимо, наше мнение никого не интересует.
Дмитрий, Татьяна: Мы – против. Транспортную проблему это не решит, а город еще больше обезобразит. Итак уже вырубили все, что можно.
Марина: Жалко деревьев. А что делать? В пробках на проспекте тоже надоело стоять. Вот если парковку вдоль проспекта запретят и, как обещают, второй ряд деревьев все-таки посадят, только чуть поближе к первому, то пусть расширяют.
Дорогу уже расширяли. Вот что из этого получилось…
Александр: Как водитель, хочу сказать: узкие у нас улочки. Но, как жителю города, деревьев мне жалко. Срубить-то их недолго, а вот сколько ждать, пока новые вырастут? Да и где их сажать, если дорога вплотную к домам подойдет? Зря бетонный мост уничтожили, вот он действительно помогал решать транс-портную проблему. Вроде как собираются его восстанавливать…
Павел: Виадук уже сделал свое дело. Вот если бы еще переезд не закрыли, то и не нужно было бы проспект расширять. Все равно впереди мост. Толку от такого расширения?
Виктор: Проспект уже расширяли, больше десяти лет назад, а теперь опять? Одна самореклама, а на деле – никакой заботы о нас, великолучанах.
Ирина: Я живу на проспекте, нам итак окна не открыть – приходится задыхаться от жары, чтобы не слышать этого шума. А теперь будем задыхаться еще и от пыли?
Инна: Я подписывала петицию. Считаю, что вырубка деревьев – это безобразие! Остальные работы, обозначенные в проекте, нужны: наш проспект давно уже стал убогим и для водителей, и для пешеходов: на проезжей части даже после ремонтов быстро появляются выбоины, на переходах после дождя моря разливанные, не перейти на другую сторону. Ну а уж тротуары!.. Если бы жены чиновников по ним ходили на каблуках, давно построили бы своих мужей! А мы вынуждены даже без каблуков в лучшем случае спотыкаться.
Что касается расширения проезжей части – это ничего не даст, ведь впереди – мост, узкое горло, которое зачеркнет все «старания» желающих нас облагодетельствовать. Деревья нельзя ни в коем случае рубить! Хватит с нас проплешин в парке и на улице Дьяконова! Во все времена горожане зеленым убранством гордились. А ведь были еще аккуратно постриженные кустарники вдоль проспекта. Город дышал не пылью, не выхлопными газами, славился в стране своей зеленью. Когда-то кустарниками уже пожертвовали для расширения проезжей части, потом запустили газоны до такой степени, что они сами стали источниками пыли и грязи.
Игорь: Мне все равно. Отучусь и свалю отсюда.
Будет удобнее, а было — зеленей
Александра: Большое количество деревьев в городе – это визитная карточка Великих Лук. Я не раз слышала этот отзыв, как от жителей России, так и от граждан республик СССР, которые бывали в Луках в советское время. Кроме визуального эффекта, деревья создают естественную тень, что не дает центральной улице превратиться в «сковородку» летом. О печальном опыте можно спросить у смолян. Также корневая система деревьев скрепляет почву, а мы знаем, что город во многих местах стоит на воде. Тут уместно было бы вспомнить и про расположение подземного перехода, но опустим эту тему. Само расширение проспекта мне представляется нецелесообразным: шире дорога – больше машин. Лучше уж отремонтировать асфальтовое покрытие дублеров, а не делать основную магистраль.
Александр: Проблему помогут решить велодорожки. Зелени у нас итак мало, а грязи много. Газонов нужно новых побольше!
Ольга: Я два года назад вынужденно переехала в Великие Луки из Мурманской области. До сих пор в шоке от местного здравоохранения, ЖКХ (пресловутая война управляющих компаний – это просто жуть какая-то) и от великолукских дорог. В Мурманской области климат куда более суровый, но асфальтовое покрытие там на порядок лучше. Машины вдоль центрального проспекта пусть запретят парковать, светофоры отрегулируют, и не надо будет деревья рубить. Еще посмотрим, во что подземный переход превратится, с такой-то ливневкой…
Алексей: Деревья вдоль дорог – это проблема, но ее не сравнить с тем вредом, который нашей экологии наносят свинокомплексы. Скоро здесь вообще не останется ни чистого воздуха, ни воды…
Елена: Считаю, бессмысленно деревья уничтожать. Это визитная карточка нашего города. Машины будут всегда. Через пять лет их станет еще больше. И снова придется расширять дорогу? Будем жить, как в Питере: дом, маленький тротуарчик, проезжая часть. Без каких-либо деревьев! Тут надо понимать, чего именно хочет добиться администрация. Если с помощью постройки виадука, расширения дорог, внедрения глобальных проектов парков получится увеличить количество проживающих в нашем городе, повысить его финансирование, то было бы не плохо. Но это не самый лучший путь развития. Ведь люди в первую очередь нуждаются в хорошей работе, зарплате, качественной медицине и обучении. Это ценится всегда и везде. Начинать нужно с этого. Поэтому я против вырубки деревьев… А чтобы уменьшить пробки, нужно отрегулировать светофоры или сделать подземный переход. Но это очень важный и ответственный подход. А то получится, как с виадуком: сделали, но не до конца, недочеты остались. Такой работы нам не нужно…
Андрей: Прогресс, увы, не остановить. Ничего не остается, как расширять проспект, тем более, уже все решено.
Иван: Нужно сделать нормальные платные парковки в городе, которые будут по карману рядовому горожанину. Тогда, думаю, транс-портная проблема решится без вырубки деревьев.
Оксана: Не вникала в тему. Да пусть расширяют. Может, меньше пробок будет. А вообще – некогда разговаривать, спешу.
Сергей: По-моему логичнее снимать нагрузку с центрального проспекта за счет развития объездных дорог. А превращать в главную транспортную магистраль исторический центр города?.. Не понимаю, почему молчат наши краеведы, Роспотребнадзор?
Молодой человек, не пожелавший представиться: Надеюсь, вы не записываете? Покажите свою сумку… Теперь закройте ее… Мне еще здесь жить, и проблем не нужно. А так скажу: я категорически против. Это не решит транспорт-ную проблему, здесь решаются другие задачи…
Владислав: Расширение проспекта приведет к концентрации транспортных средств в одном месте, что противоречит мировой тенденции градостроения, которая заключается в рассеивании транс-порта по дорожной сети. Нужно более правильно настраивать светофоры, организовывать там, где возможно, круговое движение. Да и, в конце концов, наш город всегда славился своей зеленью и фонтанами. А если посмотреть на текущую ситуацию, то при закрытии сквозного проезда по проспекту Ленина и открытии движения в обе стороны по улице Зверева она не ухудшилась, а, напротив, стала лучше.
Александра: «Автомобили, автомобили – буквально все заполонили…» – совершенно нет желания, чтобы свой след автомобиль и бензопила оставили на наших чудесных, великолепных липах центрального проспекта Великих Лук. Взгляните на них! Они — олицетворение души родного города, возрожденной после бедствий Великой Отечественной войны. Эти деревья – символ возвратившейся в сердца Весны. Стройные липы помнят все десятилетия послевоенного времени, став свидетелями большой эпохи. И каков же итог? В юбилей 75-летия Победы – выкорчевать эту живую память? Все, кто назвал себя руководителями такого проекта, господа, вы – предатели этой Великой Победы. Наш город не так велик, чтобы оставившему машину во дворе, в десятке метров, не дойти до магазина. Может, предложить еще один менее дорогостоящий проект – центральный проспект Великих Лук сделать пешеходной зоной, как Арбат в Москве?
Мы не считали общее количество опрошенных великолучан, но их было не менее сотни человек, из которых процентов пять-десять поддерживают идею расширения проспекта. Еще около трети считают это необходимым злом и на-деются, что взамен вырубленным будут посажены новые деревья и кустарники. Две трети – категорически против вырубки и уверены, что такая мера не решит транспортную проблему города.
Но, может быть, люди в большинстве своем заблуждаются и для их же блага будет, если проспект расширят? Об этом хотелось бы поговорить в одном из наших следующих номеров, пригласив к разговору как представителя противников вырубки деревьев, так и человека, готового аргументированно доказать необходимость такой меры. Надеемся, это предложение будет услышано…
С. ЖАРКОВ (взято из «Стерх-Луки»)