Найти тему
Директор Магазина

Адресное хранение на складе: нужно ли вашему магазину и как организовать

Оглавление

Принцип работы адресного хранения на складе

Суть системы адресного хранения в назначении каждому товару определенной ячейки, в которой он расположен. Эта система обычно внедряется на складах размером более 200 кв.м.

Адресное хранение используется вместе с товароучетной программой, в которой каждому товару присваивается уникальный номер, место. 

С системой адресного хранения сталкиваются все покупатели магазина ИКЕА, когда решают купить что-то крупногабаритное самовывозом.

Кладовщик перед сборкой заказа получает таблицу, в которой написано название товара, его номер и место расположения на складе. Таким образом, можно не тратить время на поиск места.

Следовательно, принцип работы системы адресного хранения заключается в:

  • присвоении каждому товару своей ячейки;
  • сотрудник склада видит, в каком месте лежит товар, и сможет собрать заказ.

Адресное хранение предполагает, что с работой по комплектации заказа справится даже начинающий сотрудник без опыта, который не ориентируется на складе.

Владельцы больших магазинов говорят, что после внедрения адресного хранения, наконец, можно не держаться за неэффективный персонал на складе. Пропадает необходимость “терпеть” сотрудников, которые знают, где и что лежит.

Ведь любой сотрудник может ввести название или артикул необходимого товара в товароучетной системе, и она покажет реальный адрес его хранения, вплоть до ячейки.

Виды адресного хранения

Организация адресного хранения может быть устроена по-разному. Быть динамической или статической.

Статический (фиксированный) метод

Статическая система хранения предполагает, что определенной товарной группе дана своя полка (стеллаж), и на него ничего больше не ставится.

Например, у вас магазин обуви, и каждая полка склада предназначена под коробки определенной товарной группы: босоножки, сапоги и т.д. Полки также разделены на ячейки. В летний сезон у вас пустеют полки с сапогами, однако ячейки с босоножками переполнены.

Преимущества такого метода:

  • кладовщик сразу идет к нужной полке, а только потом вчитывается в номер товара и ячейку, т.е. экономится время поиска;
  • процесс устроен логично и на складе может ориентироваться даже человек, у которого нет таблицы с номерами ячеек.

Недостаток фиксированного расположения - неравномерное распределение товаров по полкам и возможность простаивания ячеек пустыми.

Динамический метод

Принцип динамического метода - новая продукция при привозе на склад (если до этого товара с таким артикулом не было) попадает в любые пустые ячейки.

Таким образом, товар равномерно распределяется по складу, площадь используется наиболее эффективно.

Сложность динамического метода распределения товара в том, что кладовщик без опыта вряд ли быстро закончит комплектацию большого заказа, даже если этого будет заказ из товаров одной группы.

Если статический метод хранения используют компании, где ассортимент практически не меняется, а количество продаж довольно-таки стабильно. Динамический вид рекомендуется тем, кто работает с товарами разных типов, и ассортимент меняется от сезона к сезону.

Иногда на складах используется комбинированный тип хранения - когда используется динамический и статический типы хранения.

В этом случае склад делят на две зоны. Одна зона с ячейками, где используется фиксированное (статическое) хранение. Вторая - зона временного, динамического хранения, которая используется для сезонных товаров.

При этом на таком складе, как правило, применяются несколько видов организации складирования: штабели, паллеты, различные виды стеллажей.

Система адресного хранения на складе для магазина: есть ли необходимость организации

Нужна ли система адресного хранения магазину? Рассмотрим несколько кейсов.

  • Вариант 1. Магазин с небольшим складом и товарами без срока годности.

Представим, обычный магазин со складом до 200 м2. Например, магазин детской одежды или игрушек. Схему расположения товара на маленьком складе даже начинающий работу кладовщик может запомнить за неделю.

Поэтому система адресного хранения для такого склада не является жизненно необходимым элементом.

На маленьком складе гораздо важнее, чтобы самые ходовые на момент отгрузки позиции были ближе к выходу со склада. 

Кладовщику необходимо сосредоточиться на проверке товара - чтобы штрихкод совпал с характеристиками товара: размером, цветом, чтобы снизить количество возвратов.  

Поэтому иногда адресная система даже мешает, а не помогает. Особенно если речь о статичном типе системы.

  • Вариант 2. Магазин с небольшим складом и товарами со сроком годности. Например, магазин косметики.

В этом случае важно, чтобы кладовщик выбирал тот товар, который нужно реализовать в первую очередь. В этом случае желательно адресное хранение, а внутри ячеек -  расположение по принципу ротации товара.

Еще один вариант - внедрить две ячейки на каждую товарную позицию. И тогда собирать в одной ячейке товары раннего срока годности, во второй - более позднего. Настроить систему так, чтобы она направляла в ту ячейку, откуда надо забрать товары в первую очередь.

  • Вариант 3. Магазин с маленьким складом и большим количеством мелкого товара. Другой случай - склад в 50 м2 и более 1500 видов товаров. Например, магазин комплектующих для смартфонов.

Или магазин с большим складом и большим количеством товаров. Например, магазин мебели.

В этих случаях обязательно адресное хранение, так как на больших складах оно сокращает время, которое отводится на приемку, комплектацию и отгрузку товара. Ведь у сотрудника будет готовый файл с четко указанными местами хранения всех товаров из заказанного комплекта.

Прочитать статью полностью >>