Друзья, всем большой привет! Сегодня мы с вами немного поговорим про легендарный рейд одинокого Т-28 в Минске. На первый взгляд тема для статьи идеальна - героический подвиг танкистов на пределе сил, рассказ очевидца, но еще при первом прочтении у меня возникло ощущение что с данной историей все не так просто. Действительно в ней очень много ошибок и несостыковок, а шансы того, что рассказанная история является плодом фантазии довольно большие, давайте же разберемся подробней в этом непростом рейде.
Рассказ Малько
Подробности боя нам известны из рассказа Дмитрия Малько - мехвода Т-28. Внимание, сейчас очень важно, я, ни в коем случае, не намерен осуждать Дмитрия Малько или как-то принизить его, моя задача лишь найти неточности, если вкратце, пересказывать историю того, как он месте с импровизированным и наспех собранным экипажем совершил прорыв в Минск, который уже был занят немцами. Там, по словам Малько, его танк устроил настоящий погром но, все же, был подбит. Нас интересует один важный отрывок, изучив который, можно узнать место, на котором подбили его Т-28, цитирую:
"Мы приближались к Комаровке и впереди уже была видна спасительная развилка дорог, еще минута-другая и в это мгновение невероятной силы удар потряс танк, машина наполнилась дымом и смрадом, кто-то отчаянно вскрикнул, кто-то зло выругался, снаряд попал в моторное отделение пробил, кормовую плиту и вызвал пожар, однако танк, даже объятый пламенем и дымом, продолжал двигаться, пока новый удар не заставил его остановиться окончательно. Покинуть машину приказал майор, я через люк механика-водителя выбрался наружу и осмотрелся, наш Т-28, поднимая столб черного дыма, стоял у самой Комаровской развилки, неподалеку разорвалось еще несколько снарядов, а слева, со стороны Красной улицы, по танку стреляли автоматчики и пули цокали по броне."
Источник - книга Дмитрия Малько "За рычагами танка"
Все вымысел или есть доля правды?
Итак, благодаря воспоминаниям Малько, нам точно известно местоположение Т-28 - это знаменитая развилка Комаровского рынка, если мы посмотрим на карту, то, как раз, рядом находится улица Красная и на этом месте действительно стоял танк, только не Т-28, как в рассказе Малько, а Т-34.
Данный танк (Т-34) стал легендарной он, запечатлен не только на картине художника Волкова, но и на многочисленных фотографиях, чтобы вы понимали, в одном только интернете можно найти порядка 50 разного рода снимков тридцать четвёрки у Комаровской развилке. Многие возразят, мол Дима мог перепутать боевые машины, но, он сказал, что его экипаж состоял из 6 человек: 2 человека в центральной башне, 1 у пулемета, 1 в левой, еще 1 у пыльного пулемета, ну и сам Дмитрий. Еще рассказ Малько
Также, забегая вперед, можно рассмотреть отрывок, в котором описывается возвращение рассказчика в город ровно через 3 года после той сомнительной истории, цитирую:
"Я вспомнил свой давний рейд по этим улицам. Ровно 3 года назад, тогда, также как и сейчас, было 3 июля, только в тот день мы прорывались к своим в одинокой машине сквозь скопище врагов и под их ураганным огнем, а теперь шествовали в колонне грозных боевых машин. Когда мы въехали на Комаровку, я увидел у развилки улиц обгоревшие останки танка и узнал в нем свой Т-28. От волнения у меня сдавило горло."
Источник - книга Дмитрия Малько "За рычагами танка"
Снова неточности
Естественно ничего подобного он не мог увидеть, к тому моменту на Комаровке уже даже Т-34 не было. Если мы посмотрим на немецкую аэрофотосъемку 28.05.1944, то увидим, что никакого танка на развилке уже нет, да и, как сказать, в Минск Дмитрий мог попасть только в июле. Таким образом мы с вами находим уже несколько серьезных несостыковок в рассказе Малько и это я ещё не упоминаю другие мелкие неточности.
Реальная история "огненного танка"
Но, что же за таинственная Т-34? Можно ли найти по ней информацию? Ответ: да. Сохранились не только воспоминания очевидцев боя, но и документация немцев. записи из журнала боевых действий 20-й танковой дивизии Вермахта:
"29 июня 17:30, 2 танка пытались с юга прорваться через Минск, 1 дошел до дивизионного КП, покрошил из пулемета несколько машин, но был подбит огнем ПТО и подручными средствами, комдив получил легкое ранение."
Также в нашем распоряжении есть отчет батальона связи той же дивизии:
"29 июня около 18:00 танк противника пытался прорваться через Минск, в непосредственной близости от дивизионного КП танк был уничтожен связистом лейтенантом Швермером броском связки ручных гранат."
Дело принимает интересный оборот, в немецком документе рассказывается уже про 2 танка. Еще одним источником для нас могут стать свидетельства жителей Минска, которые запечатлели прорыв Т-34. К этим воспоминаниям тоже надо относиться с осторожностью, но у них есть некоторые общие черты, цитирую слова жителя Минска, Николая Окружного:
"В тот день, когда советские танки прорвались в Минск мы побежали на улицу Долгобродскую, где в полуподвальном помещении, под домом был магазин, смотрим в окно, идут три танка. Точно не скажу, но создалось впечатление, что они повернули от оперного театра. Мы подумали, что танки немецкие, глянули в проем окна, а это наши Т-34. На наших глазах начался бой, когда первый танк подбили, еще одна машина пару раз выстрелила, развернулась и поехала по Советской, а первый загорелся, горел, но стрелял. Так он и стоял там, рядом с тем местом, где потом нашли наших подпольщиков."
Еще одно упоминание про танк есть в Минской "Комсомолке", в которой приводится цитата жители Минска Гамалеева:
"Неожиданно на улицу Советскую с запада врывается танк с красной звездой на борту, навстречу понеслись мотоциклы с гитлеровцами. Танк продолжал мчаться, подминая под себя мотоциклы и ведя беспрерывный пулеметный огонь. Он вырвался на площадь, ту самую, где сейчас стоит памятник партизанам и остановился, то ли заглох мотор, то ли кончилось горючее. Немцы подтянули противотанковое орудие и ударили по танку прямой наводкой. Машина вспыхнула, в раскрывшемся люке показался объятый пламенем механик-водитель, раздалась автоматная очередь и он упал на брусчатку площади, стрелок-радист, выскочивший вслед за товарищем, видя приближавшихся автоматчиков, застрелился, командир танка сумел добежать до улочки и скрылся в одном из дворов. Каждое утро у танка появлялись цветы, на его борт клеились листовки подпольного горкома партии, писались надписи, призывавшие к борьбе с оккупантами, мы несколько раз умудрились исписать его борта словами "смерть фашистским оккупантам". Почти три года продолжались единоборства и наконец комендант Минска приказал увести непобежденный танк."
Давайте обратимся к цитате еще одной свидетельницы, Савицкой:
"28 июня, под вечер, когда на Советской улице скопилось большое количество фашистских войск, со стороны товарной станции появилось два советских танка. Танкисты на ходу вели огонь из пушек и пулеметов, в упор расстреливая гитлеровских солдат. Это было так неожиданно, что захватчики ненашутку растерялись. На Комаровке один танк гитлеровцы подбили, другому удалось вырваться из огненного кольца. Из загоревшейся машины выскочили три танкиста, отстреливаясь они забежали во двор продовольственного магазина. Двоих танкистов фашисты убили, третьему удалось скрыться.
Финал
Таким образом, мы документально можем подтвердить то, на Комаровской развилке подбили именно Т-34, немцы использовали его в качестве дорожного указателя и постоянно фотографировали. Судя по всему, танк убрали в конце 1943 года. Можно с уверенностью сказать, что рассказ Малько, в той части, где идет речь о Комаровке, является выдумкой. Возможно, в теории, он действительно прорвался в Минск на Т-28, но до сих пор нет ни одной фотографии именно этого танка. За него выдают Т-28 из других городов, хотя, как известно, немцы обожали фотографировать Т-28. Если бы танк находился в Минске, то по-любому стал бы объектом множество фотосессий. К сожалению, экипаж "огненной тридцать четвёрки" нам неизвестен, но, по крайней мере, мы знаем об их подвиге.