Доброго времени суток, дорогие читатели!
Сегодняшняя статья о фильме Гальдеры Гастелу-Уррутии "Платформа", вышедшем в 2019 году на платформе Netflix. Статья будет состоять из трёх частей: в первой части будет краткая аннотация, во второй - рецензия, в третьей - обсуждение и вопросы. Для тех, кто незнаком с фильмом и планирует это сделать, стоит остановиться на прочтении первой части, чтобы не отхватить порцию спойлеров.
Часть 1. О фильме.
В отрезанной от внешнего мира тюрьме под названием "Яма" находят свое пристанище не только преступники, но и люди, попавшие сюда по своей воле. "Яма" примечательна своей вертикальной структурой: заключённые сидят на ее разных уровнях, число которых очень велико. Время от времени для кормления опускается платформа с едой, которую нельзя запасать. Уровни выше имеют право поесть первыми, но дойдет ли еда до нижних уровней?
Данную киноленту можно назвать притчей, которая несёт назидание, но делает это шокирующими средствами (возможно, иначе нельзя?) Она пугает своей реалистичностью и трудно отделаться от противного вопроса: "А что бы сделал ты в такой ситуации?" Я советую посмотреть этот фильм в любом случае, хотя послевкусие "Платформы" более чем горькое, бы сказал даже тошнотворно горькое, но именно такие лекарства самые действенные.
Часть 2. Сквозь ад.
Фильм прозрачно метафоричен настолько, что его может понять большинство, причем даже та возрастная группа, для которой просмотр ограничен. Расслоенная "Яма" - иерархическая структура общества, погрязшая в своих пороках. Мало получить еду - нужно нагадить и отправить на нижний уровень. Закон здешнего места суров: сберег яблоко - смерть. Казалось бы, он сделан для блага, чтобы первые уровни не прятали ничего,а еда доходила вниз. Да и выполнение желания о любимом блюде любого попавшего сюда человека также похвально. Дать то,что он хочет. Чем не благо?
Но все, кто попал сюда,уже жили в обществе и приносят сюда его модель: здесь и варварское отношение к его благам, пренебрежение к людям,которым повезло меньше, отсутствие сострадания и моральных принципов. В замкнутом пространстве все это приобретает кажущиеся нам гротескные формы, но почти каждый из нас "может понять" (а некоторые даже оправдать) жителей ямы,что и пугает. Неудивительным кажется выбор главного героя, Горенга, которой попал сюда по собственной воле (!) для получения сертификата. Голос здравого рассудка кричит "зачем ты здесь?", и единственное оправдание,что "не знал". Выбор любимой вещи тоже чудесен: абсолютно "бесполезная" в данных реалиях книга "Дон Кихот" Сервантеса. Уже тут автор даёт понять,что Горенг может пойти по тому же пути: надежды будут напрасными,усилия тщетными.
Сокамерник Горенга Тримагаси рассказывает "очевидные вещи" про текущее устройство, плюет в прямом смысле на тех,кто ниже, а путешествующую на платформе арестантку Михару, ищущую свое дитя, называет сумасшедшей. До поры до времени никто не верит в существование ребенка, но и отнестись с пониманием к человеку, который пусть даже сошел с ума, ни один человек не считает нужным. Удивительно, что именно "сумасшедшая" спасет Горенга, а он спасет ее дитя. Этим автор показывает, что существование иного пути возможно и на него стоит только ступить. Но пока главный герой этого не знает, ему лишь приходится отбросить эту истину, как зелёное яблоко и подобрать ее снова,когда он станет другим. Горенг все поймет во время перерождения на нижнем уровне, когда рефлекс борьбы заставит его жить, когда ему придется попробовать человеческую плоть ради жизни и сохранить внутри себя желание остаться человеком. Теперь же наивная идея обретет физическую оболочку - желание сломать "Яму" и передать послание. Горенг перестал быть обычным мечтателем с книгой,а стал человеком, способным действовать. Вместе с напарником они спускаются все ниже в ад и видят все его ужасы: обглоданные кости людей, потроха и дерьмо - вот что представляет из себя человек анатомически, и только лишь это, если убрать душу. Уровней гораздо больше, чем можно было предположить: платформа не останавливается на уровне, если все мертвы. Супротив адовому 666 уровней 333: счастливчики, которым сопутствует ангельское число, сами являются посланием, должны исполнить особую миссию. Неудивительно, что здесь мы находим девочку, которая не должна была выжить вообще. Горенг понимает, что вот оно послание администрации "Ямы" - не приторная панна-котта, благо, созданное самим обществом, а ребенок, чистый в своих помыслах, желаниях, который должен жить дальше, несмотря ни на что. Здесь завершается путь Горенга: защитив все святое, он победил своего "дракона", выполнил свою миссию гораздо успешнее Дон Кихота.
Часть 3. А почему так?
Фильм необычный и яркий, он расписан в понятных метафорах, чтобы как можно большему количеству людей донести смысл жестокой притчи. К нему можно приписать даже политический контекст. "А вы случаем не коммунист?" - вопрошает Тримагаси, сокамерник Горенга. Либо использовать данное творение как инструмент и восклицать:"Видите, куда может скатиться общество? Видите, до чего вы довели людей?" Но все это упрется в самого человека и будет существовать, если он сам разрешит. Каковы моральные ценности? Это вопрос каждому человеку.
Он основной,но не единственный. Считаете ли вы, что нужно исправлять систему или начать с себя? Почему автор выбрал такую жестокость в декорациях при изложении материала? Неужели только такой язык "крика" понятен большинству? И самое важное, дошло ли до вас послание?
Поделитесь в комментариях, "очевидно же".