Говоря про тяжёлые английские и немецкие танки нельзя не упомянуть и о французских. Первым образцом «штурмового артиллерийского трактора» была конструкция фирмы «Шнейдер-Крезо», прошедшая испытания в 1916 году. При этом французы спешили, т.к. англичане уже использовали свои танки на фронте. Для ускорения работ по проектированию был взят за основу трактор «Холт», а точнее его шасси.
Взятую за основу шасси, французы основательно переработали, а затем смонтировали на нём бронекорпус простой прямоугольной формы. Носовая часть машины имела клинообразную форму и бушприт, которые должны были разрывать и сминать заграждения из колючей проволоки.
1. Характеристика.
Машины начали поступать в войска уже в сентябре 1916 года, а к весне 1917 уже имелось более 200 «Шнейдеров» СА-1. На танк устанавливалась 75-мм пушка с укороченным стволом и два пулемёта системы «Гочкис». Пулемёты устанавливались в специальных шаровых установках, расположенных по бортам машины.
В качестве силовой установки в танке использовался карбюраторный 4-х цилиндровый двигатель фирмы «Шнайдер» или «Пежо» мощностью 55 л.с. Располагался двигатель спереди в моторном отсеке, в отличие от английского МК 1 и немецкого А7V, двигатель которых располагался прямо в бронекорпусе. Машина весом почти 15 тонн могла развить скорость до 7,5 км/ч. и двигаться 48 километров на одной заправке.
2. Плюсы и минусы.
Нарекания к танку возникли сразу же после первого боевого использования. И их было много. Особое место среди них занимала пушка, точнее её сектор обстрела. Из-за того, что спереди танка располагался двигатель и место механика-водителя, пушка могла вести огонь только прямо и вправо на 200 . Также и пулемёты имели большие мёртвые зоны.
Броня танка тоже оставляла желать лучшего. Её пробивали новые немецкие винтовочные пули типа «К». Ели учесть, что баки у танка располагались вдоль бортов, то это доставляло массу неудобств. Низкой была и его проходимость из-за короткой базы.
Были и достоинства. У танка был плавный ход, благодаря хорошей амортизации, а это повышало меткость стрельбы на ходу. Ещё у танка была двустворчатая дверь в корме, что позволяло быстро покинуть повреждённую машину, и это очень оценили французские танкисты.
3. боевое применение.
В апреле 1917 года 132 танка были брошены на прорыв немецких позиций. Танки, в составе двух групп, двигались со скоростью 3-4 км/ч. и были замечены противником. Немцы открыли шквальный огонь и «Шнейдеры», одна группа которых смогла прорвать только первую линию, а вторая не добилась никаких успехов, отошли потеряв 76 машин. Последующие бои этих машин также прошли с небольшими успехами, хотя у них и увеличили толщину брони. С начала 1918 года танки сняли с передовой и переделали в тягачи и ремонтно-эвакуационные машины. Хотя эти танки с начала 1918 года и не принимали больше участия в боях первой мировой, им всё же пришлось ещё повоевать. В1936 году четыре машины держали оборону Мадрида против мятежного генерала Франко.
- Марка: Schneider CA 1
- Экипаж: 6 человек
- Масса: 14,5 тонн
- Вооружение: 1 пушка калибром 75 мм., 2 пулемёта калибром 8 мм.
- Броня: лоб – 11,5мм, борт – 11,5 мм.
- Двигатель: карбюраторный фирмы «Шнейдер», мощность 55 л.с.
- Максимальная скорость: 7,5 км/ч.
- Запас хода: 48 км.
- Параметры: высота – 2,27м., ширина – 2,13м., длина – 6,3 м.
P.S.: Хотя машина официально и называется танк, но по своей сути это была первая САУ (самоходное артиллерийское орудие). А множество допущенных ошибок при проектировании французы попытаются исправили в следующем тяжёлом танке «Сен-Шамон».
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Пишите комментарии.
Читайте также другие статьи на моём канале:
Танк A7V "Тяжёлая полевая кухня"