Однажды в студеную зимнюю пору меня вызвали на кафедру. Это всегда тревожно и немного неприятно. Могут дать энергозатратное бюррократическое задание, но, вероятнее всего, будут ругать. Естественнно, в этот раз тоже ругали.
Причина была дурацкой: "Слишком лояльное отношение к студентам". Вернее, звучало это не так емко и оффициально, а содержало слова: "позорить", "безответственно", "моральный облик" и еще что-то в общем потоке недовольства.
Тогда я серьезно задумалась. Может я и правда делаю что-то не так? Я не курю со студентами у главного корпуса, не общаюсь с ними в неформальной обстановке, не шучу двусмысленные шутки, да и в целом шучу редко.
Оказалось, что все гораздо ("а" следует протянуть) проще. Я интересуюсь их жизнью.
Узнаю об их делах, успехах по другим предметам. Отпускаю домой, если они больны, говорю об их правах. И это теперь называется "слишком" лояльным. Хотя мне всегда казалось, что это и есть нормальное отношение к людям, к тем, над кем ты имеешь какую-то власть (но я ненавижу это выражение относительно учебы). Почему в жизни, за стенами унверситета это никому бы не показалось оскорбительным, а наоборот бы поощралось? Почему вежливость и спокойное отношение - это порок?
Потому что это ломает устоявшуюся систему.
Быть внимательным и участливым, налаживать контакты, запоминать детали - требует сил и времени, которых у преподавателей и так нет.
Подумайте сами, бесконечная беготня с бумажками, проверки, дополнительные часы, "добровольно-принудительные" мероприятия, которые никому не нужны. Разве после этого остается хоть какое-то время на себя, не то что на чужих детей? (Ответ "нет")
Я не виню тех, кто меня ругал. За много лет они впаяны в систему образования как гайки в хорошую немецкую машину, они очень устали и требования студентов относиться к ним так же, как "Имя Отчествовна" начинают раздражать, особенно после пяти пар.
Это не значит, что откровенное хамство, злобу или равнодушие педагога можно простить. С другой стороны, требовать решить эту проблему каждого лично, с "самим собой" тоже не правильно. Можно сколько угодно говорить об этике и педагогике, но, во-первых, все уже сказано, а во-вторых, спасение утопающих - это дело спасателей. Особенно, когда тебя бросают в открытое море и говорят, что это нормальная зона для купания.
Что делать? Реформировать образование. Как? Больше говорить о проблемах учителей, перестать облачать образовательную систему в безличностный кокон и сделать учителей видимыми. Показать, что они - люди. А люди требуют к себе человеческого отношения, чтобы потом отдавать его в ответ.
В 21 веке, в мире колонизации марса и моющего пылесоса есть месяцы "видимости", когда меньшинства говорят о себе и о своих проблемах, чтобы их заметили и стали уважать. Может быть, это не такая плохая идея, сделать хотя бы неделю видимости учителей и поговорить о них? Показать, что за каждой лекцией, семинаром и защитой курсовых остается живой человек, которому нужно внимание и уважение. Иначе, роботизация образования произойдет гораздо быстрее, чем мы думаем.
Потому что многие педагоги уже ведут себя как роботы. А страдают от этого все.
Ученики любого возраста часто отзываются на добро добром и ценят старания. Родители уважают хороших учителей. Хорошие учителя существуют. Да, везде бывают исключения, но пускать отношения к учителям на самотек и волю случая - это преступление.
Хотя бы потому, что тот, кто незащищен со всех сторон когда-нибудь устанет быть "слишком" лояльным, а вся этика и любовь к профессии сожмется в безликий микрочип.