Иногда репетиторам приходится озвучивать... не то, что они на самом деле думают. Но кто в этом виноват?
Давайте посмотрим на историю одного детского репетитора со стажем 15 лет, кучей довольных детей и родителей. Настоящих имён будем избегать, поэтому назовём её Юля.
Юля -преподаватель английского языка, после университета ей "повезло" и она устроилась преподавателем на кафедру английского в строительный колледж (английский там не профильный и никому не нужен), параллельно она занималась репетиторством со студентами и старшими школьниками. Но во время первого декрета Юля перепрофилировалась в малышового репетитора, после чего ушла с работы, чтобы та не мешала ей зарабатывать (да-да, так бывает). В итоге вот уже 9 лет Юля не преподаёт английский исключительно малышам (уточню, малышам=дошкольникам, детям от 1,5 лет... хотя, если правильно помню, у неё и годовасики были).
Своё отрицательное отношение к раннему обучению английскому я уже высказывала здесь, здесь, здесь и про то, как родителям можно самим заниматься с такими малышами тоже писала. Так что, может сложиться впечатление, что мы с Юлей придерживаемся противоположных взглядов на раннее обучение малышей английскому. Но это не так.
Давайте посмотрим на Юлино отношение к раннему обучению английскому:
С какого возраста Юля учит чужих детей? С любого. Она озвучивает "с 1,5", но признаёт, что у неё были занятия с учениками и помоложе. С какого возраста Юля учила английскому своих детей - с 7,5 и 5 лет. Чувствуете разницу?
Давайте посмотрим на то, как и с какого возраста Юля учила английскому своих дочек. У Юли их две, сейчас им 10 лет и 8 лет. Изначально, когда родилась старшая дочка и пока она была единственной, Юля планировала начать учить с ней английский лет с 5-6, за год до школы. Но когда старшая достигла этого возраста, Юля пересмотрела свои взгляды (а также силы и время) и решила отложить обучение. Она обучала обеих дочек вместе, чтобы не повторяться и чтобы им было повеселее.
Начали они перед походом старшей дочки во второй класс, т.к. именно со 2 класса в их школе начинали изучать английский. Юля занималась с дочками по школьной программе, но с опережением. Они заранее проходили дома все уроки, делали все задания. Конечно же, они занимались не только по учебнику, из учебника они просто брали ориентир, что именно им нужно знать, а занимались они по разным материалам, которые больше подходили для освоения нужной темы. Обе девочки легко осваивали английский, они до сих пор живут в таком режиме, и у девочек нет проблем ни с английским, ни с оценками (это не всегда связанные вещи).
Как Юля стала детским репетитором и почему при таком подходе к своим детям она преподаёт английский с пелёнок чужим детям?
Всё просто, когда Юля была в первом декрете, её знакомые стали упрашивать позаниматься с их малышом, по их мнению у неё теперь должно было хватать на это время (ха!) и раз она стала мамой, то в их понимании она автоматически перешла на преподавание малышам. У самой Юли тогда не было ни времени, ни сил, ни желания работать с малышами и первое время она озвучивала навязчивым родителям, что не стоит малышам с пелёнок навязывать английский, вырастут, быстренько всё освоят, после того как уже хорошо будут знать родной язык. Юля с перекошенным лицом вспоминает, сколько сил и времени она тратила на то, чтобы донести эту мысль до назойливых мамочек. В итоге, жизнь внесла свои коррективы, Юлин муж однажды пошутил, что ей нужно не отказываться и не объяснять ничего, а просто назвать цифру за занятие побольше и тогда мамочки сами от неё отстанут. Юля решила воспользоваться этим шуточным советом, но первая же мамочка согласилась. Юля не была готова к такому повороту событий, позвонила мужу, тот, услышав цифру и готовность к регулярным занятиям, сказал, что сам будет по вечерам сидеть с дочкой за такие деньги, пока Юля будет заниматься с чужим малышом. Так всё и началось.
Сейчас на вопрос, с какого возраста можно учить английский, Юля отвечает "с любого", а когда родители её учеников спрашивают, с какого возраста она преподавала английским своим детям, Юля без зазрения совести отвечает, что своих она учила с младенчества, что всегда с ними говорила на английском, чтобы сразу привыкали. В итоге, сейчас Юля вообще не тратит своё время на спасение чужих детей от их собственных родителей, она просто зарабатывает на этом. Сама она говорит, что сомнения по поводу морали у неё были только первые пару месяцев, потом она смирилась с тем, что эти же родители нашли бы своим чадам другого такого детского репетитора, малышам от её отказа легче не стало бы.
Так и получилось, что общество, накормленное рекламой английского с пелёнок, вынудило Юлю оставить своё мнение при себе и периодически врать своим клиентам.
P.S.: В защиту Юли и таких же детских репетиторов могу рассказать свой опыт общения с активными заботливыми мамочками. Я не скрываю своё негативное отношение к раннему обучению инглишу, если люди живут в моноязычной среде, т.е. в большинстве случаев. Когда кто-то из мамочек просит позаниматься с их чадом за любые деньги, я объясняю, что, во-первых, уже несколько лет не преподаю вообще (это никого не останавливает, все уверены, что именно ради них стоит сделать исключение); во-вторых, я никогда не занималась с малышами и наличие собственного ребёнка не означает автоматическую готовность работать с малышами на потоке; в-третьих, если готовы были платить "любые деньги" за репетиторство, то получите бесплатный совет - не стоит отдавать на английский детей, которые и на родном языке ещё не заговорили. Но реакция почти всегда бывает негативной:
1. ну понятно, не хочешь с нами заниматься.
2. значит с детьми заниматься сложно и ты не просто не умеешь?
3. хочешь, чтобы все так и остались неучами.
Т.е. даже попытки услышать и понять не было ни разу. Хотя нет, ещё когда я репетиторствовала, у меня был ученик (30-35 лет, не помню точно), и вот он послушал совет, сейчас его ребёнок собирается в 10 класс и только в этом году они начнут заниматься с репетитором, чтобы сдать ЕГЭ, до этого бывший ученик вполне справлялся сам в качестве домашнего репетитора и у его сына не было никаких проблем с инглишем.