Найти тему
От ума/Без ума

У гения нет пола. Не только цветы

Ее называют первой американской модернисткой. Эта удивительная художница умело совмещала магический реализм, абстракционизм и даже метафизическую живопись. Мир знает ее по картинам, где нарисованы цветы, но Джорджия О'Кифф создала еще много интересного. Добро пожаловать в рубрику «Genious has no gender»!

«Я стану художницей!»

Джорджия была второй из семи детей в семье. Родилась она в 1887 году, выросла на ферме. Тяга к рисованию появилась очень рано, мать всячески поощряла девочку в ее занятиях живописью. Несмотря на ограниченность в средствах, Джорджии удалось получить хорошее образование и в 18 лет она отправилась в Чикаго, чтобы поступить в Школу Искусств.

Фото художницы, сделанное Штиглицом
Фото художницы, сделанное Штиглицом

Проучиться О'Кифф успела только год: она заболела тифом, год она лечилось, живя с семьей, а потом продолжить обучение не смогла — денег не осталось. Но Джорджия на этот раз поехала в Нью — Йорк: набираться опыта. Снова случилась беда: на этот раз заболели туберкулезом сестры и мать Джорджии. В 1908 девушка заявила, что с искусством покончено.

Фото, сделанное Штиглицом
Фото, сделанное Штиглицом

Начало

Джорджия решила стать учителем рисования и записалась на курсы, она снова начала рисовать. В ее работах есть выверенная симметрия и строгая композиция.

Ранние работы О'Кифф
Ранние работы О'Кифф
Ранние работы О'Кифф
Ранние работы О'Кифф

Со временем художница все больше обращалась к абстракции. Они интересны тем, что сильно отличаются от работ того времени, сплошь геометрических. Рисунки Джорджи плавные, мягкие, формы взяты из природы. Джорджия отправила свои работы подруге по художественному колледжу, а та в тайне передала их Альфреду Щтиглицу, известному фотографу. Он выставил несколько работ Джорджии в галерее на Манхэттене. В возрасте 31 года Джорджия переезжает в Нью-Йорк и начинает сотрудничать с Альфредом. Вскоре их отношения из деловых становятся романтическими.

Фото, сделанная Штиглицом
Фото, сделанная Штиглицом
Абстракции художницы
Абстракции художницы

Да будет цвет

Первые цветные абстракции
Первые цветные абстракции

Абстракции Джорджии обретают цвет. Она рисует свои впечатления от музыки. Горячо отзывалась О'Кифф о книге Кандинского «О духовном в искусстве». Неизвестно, была ли Джорджия синестетом, но музыку она очень любила и сама играла на скрипке и фортепиано.

Розовая и синяя музыка
Розовая и синяя музыка
Картина Джорджии О'Кифф
Картина Джорджии О'Кифф

Скоро появились и картины, благодаря которым Джорджию узнал весь мир: цветы. Эти изображения в какой-то мере вдохновлены работами фотографа из окружения Щтиглица - Пола Стрэнда. Пол фотографировал всем привычные предметы с такого близкого расстояния, что они превращались в абстракции и вызывали поток ассоциаций у зрителя.

Фото Стрэнда
Фото Стрэнда
Фото Стрэнда
Фото Стрэнда

Похожее сделала с цветами О'Кифф. На ее картинах цветы предстают монументальными памятниками красоте природы. Перед нами идеальные сочетания формы и цвета, созданные природой и показанные нам О'Кифф.

Картина художницы
Картина художницы

Никто по-настоящему не видит цветок — по-настоящему! - потому что он слишком мал... И вот я сказала себе... Я напишу его огромным, и все удивятся, как долго можно смотреть на него и сколько в нем удивительного.
Картина художницы
Картина художницы

Многие видели в этих картинах эротический подтекст, но художница всегда отрицала это, даже злилась.

Ненавижу цветы. Рисую их лишь потому, что они дешевле моделей, к тому же не двигаются.

Ночной Нью-Йорк

Пристального внимания заслуживают работы Джорджии, где изображен Нью-Йорк.

Картина художницы
Картина художницы
Когда я рассказывала о своих попытках нарисовать Нью-Йорк, мне отвечали, что это невыполнимая задача, и даже мужчины с ней не справляются.
Картина художницы
Картина художницы

Нестандартная перспектива создает ощущение, будто город поглощает тебя. Нью-Йорк выглядит мрачным, он изображен в стиле американского реализма. Прекрасная игра света и тени, работа с цветом (только посмотрите на переходы в этой работе!) делают картины Нью-Йорка кисти О'Кифф по-настоящему завораживающими.

Картина художницы
Картина художницы

На других работах изображен уже другой город: наполненный движением, жизнью и светом.

Картина художницы
Картина художницы

Но изображения города, кипящего жизнью, не стали последними архитектурными работами Джорджии.

Расставание

Джорджия стала музой и моделью Штиглица. Фотограф рисует образ художницы (многие запомнили ее по работам Штиглица). Он восхищался ее телом, а особенно пронзительным, чарующим взглядом.

"Патио с черной дверью" Джорджия О'Кифф
"Патио с черной дверью" Джорджия О'Кифф

В 1930-ых отношения Штиглица и О'Кифф пережили кризис из-за измены мужа. Джорджия уезжает в Нью-Мексико, темы ее картин резко меняются. Уединение, одиночество, грусть, смерть: и все это на пейзажах пустынных плоскогорий и полуразрушенного патио.

Картина художницы
Картина художницы
Картина художницы
Картина художницы
Картина художницы
Картина художницы

Джорджия собирала камни, кости животных. Они стали новыми героями на ее картинах, написанных в духе магического реализма. На этих картинах нет людей. Через кости видны пятна неба, горя, бесконечные пространства. Эти работы навеяны одиночеством, а также и ужасными впечатлениями от войны.

Картина художницы
Картина художницы
Картина художницы
Картина художницы

Над облаками

После смерти Штиглица Джорджия переехала к своему любовнику — керамисту Хуану Гамильтону.

Картина художницы
Картина художницы

Художница была известна на весь мир, в 1968 году ее фотография появилась на обложке Life. Художница полюбила путешествия. Новые картины вдохновлены ощущениями от полетов на самолете.

Поздние картины художницы
Поздние картины художницы
Фото
Фото
Абстракция в виде реки
Абстракция в виде реки
Абстракция в виде реки
Абстракция в виде реки

Эти пейзажи, увиденные из окошечка самолета, стали дверью в новый мир, другое измерение. В 77 семь лет Джорджия пишет самое масштабное полотно в свой карьере — это вид из окна самолета. Серия этих работ стала последней перед тем, как художница ослепла.

Фото художницы, сделанное Штиглицом
Фото художницы, сделанное Штиглицом

И после этого она продолжала творить. Джорджия создавала абстрактные композиции из глины. Они были похожи на ее плавные, чарующие картины.

Скульптура
Скульптура

О'Кифф — уверенная в себе женщина, доказавшая общественности, что мастерство и профессионализм не зависят от пола. Она не сильно заботилась об общественных рамках, которые говрили художнице (женщине), что можно изображать и как это можно делать, как нужно выглядеть и вести себя. Вдохновляющий синтез арт-нуво, магического реализма, сюрреалистической фотографии делают работы Джорджии неповторимыми, самобытными произведениями искусства.

Читайте еще из рубрики «У гения нет пола»:

1. О ком императрица Евгения сказла «Genious has no gender»?

2. Как Артемизия написала картины более мрачные. Чем полотна Караваджо?

3. О том, как кровь, земля и огонь могут создать женское тело.

4. Из акробатки в натурщицу, а затем в последную постмодернистку.

Если вам было интересно, читайте о том, как менялся взгляд на безответную любовь сквозь века, и о темных тайнах Питера Пэна.