Она всегда была «слишком»...Высокая. Умная. Не похожая на других.
В школе Дайан не пользовалась успехом у молодых людей, поэтому решила не выходить замуж. Она будет актрисой и ее будут любить миллионы. Это лучше, чем эфемерная любовь одного.
Зато когда ее все-таки оценили, любимым оказался не кто-нибудь, а Вуди Аллен. Парадоксальный, талантливый. Интеллектуал.
"У Вуди была спортивная, пропорциональная фигура, вот только он сам так не считал – ему его тело казалось нелепым и странным. Он постоянно бегал от доктора к доктору. Мы были странной парой – один скрытнее другого. Мы оба носили шляпы, и на улице он всегда держал меня за руку – вернее, хватался за нее".
"Мы избегали людей, зато любили мучить друг друга, тыкая лицом в наши неудачи. Вуди был остер на язык – так же как и я. Мы расцветали, изобретая друг для друга все более невероятные эпитеты. Он прекрасно понимал меня и всегда знал, как подколоть. Наша тесная связь и сегодня продолжает лежать в основе нашей дружбы и – с моей стороны – любви".
...Оказалось, у них общее чувство юмора. Слегка книжная старомодность, ретро-флер. И едва уловимая ностальгия по прошлому.
«Ты у меня настоящий цветочек, слишком нежный для нашего жестокого мира". - писал он ей в дни разлуки.
Дайан приехала в Нью-Йорк из Калифорнии в 19 лет- старший ребенок счастливой семьи инженера и домохозяйки, где кроме нее, еще трое детей. Училась актерскому мастерству, бегала на кастинги. И мечтала о славе.
Ее сценический опыт начался с участия в бродвейском мюзикле "Волосы", где актерам доплачивали 50$ за раздевание на сцене. И она стала единственной, кто непозже оголяться.
Вуди искал актрису в свою пьесу «Сыграй это снова, Сэм». И как-то сразу обнаружилось – им легко вместе. Она искренне смеялась его шуткам. И пронесла свою дружбу и восхищение его талантом через всю жизнь.
Для своей автобиографической книги она выберет название одного из фильмов Вуди - «Кое-что еще». Но это позже .
А тогда, в 70-е, они просто любили друг друга. Она жила в его пентхаусе на Манхеттене. И продолжала снимать крохотную квартирку-студию с одним санузлом на четверых хозяев. Потому, что не хотела быть просто чьей-то девушкой".
Первые 5 лет в Нью-Йорке прошли на фоне жуткой булимии Дайан - так проявлялась ее неуверенность в себе.
В картине Аллана "Энни Холл" они с Дайан сыграли сами себя, ссорились, мирились, а после разлуки его герой специально прилетел из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, чтобы сделать своей девушке предложение.
В жизни, к этому времени, они уже два года были просто друзья. "Энни Холл" принесла Дайан Оскар и позволила купить первую свою квартиру с видом на Центральный парк. Правда, она, как всегда, считала себя не очень достойной.
Но разубеждал ее в этом уже Уоррен Битти. В голливудского Дон Жуана Дайан влюбилась еще школьницей, увидев на экране маленького кинотеатра.
И вот желание сбылось.
"Он был невероятно умен и божественно, умопомрачительно красив. Не знаю, с какой стати я решила, что смогу справиться с таким романом? Хотя кого я обманываю, я вообще об этом не думала".
"Как-то я призналась ему, что боюсь летать. И вот прямо перед посадкой на рейс до Нью-Йорка Уоррен взял меня за руку, поднялся со мной на борт и держал мою ладонь в своей, пока самолет не приземлился. А потом, уже в аэропорту, поцеловал меня, развернулся и улетел обратно в Лос-Анджелес. Я любила Уоррена, особенно за широту его души.
Когда Уоррен ввел Дайан в высшие круги - дома Джеки Кеннеди, Джека Николсона, Анжелики Хьюстон, она недолго поддерживала нужные знакомства. "Вместо того чтобы держаться за свое место под солнцем, я предпочитаю прятаться в теньке", - пишет актриса. Возможно, этот дух независимости и внутреннего бунтарства стал причиной ее долгоиграющего чувства к Аль Пачино.
"Перед началом прослушиваний для “Крестного отца” нам с Алом велели познакомиться друг с другом. Я очень нервничала. Первым, что бросилось мне в глаза, был размер его носа – он у Ала был длинный, как огурец. Второе впечатление: какой он подвижный. Кажется, он тоже тогда нервничал. Не помню, обсуждали мы сценарий или нет. Помню только его отличный римский нос, расположившийся посередине интересного, неординарного лица. Помню, я еще подумала: жаль, что мы оба несвободны"...
Мало, что объединяло калифорнийскую девчонку из классической американской семьи и парня из Бруклина, которого поднимала мама-одиночка. Талантливый, но никому неизвестный бродвейский актер, у него было две страсти - театр и бейсбол.
" Иногда мне казалось, будто Ала вырастила стая волков. Он был незнаком с некоторыми совершенно обычными вещами – например, мысль о том, что можно ужинать в компании с друзьями, никогда не приходила ему в голову. Он всегда предпочитал есть дома, один, стоя на кухне. Он не обращал внимания на людей за столом или на их беседы».
Как бы то ни было, Аль стал настоящей звездой. А она, Дайан, осталась «актрисой средней руки, достигшей возраста, когда тебя, будто и нет на земле».
И, хотя Китон занималась фотографией, продолжала играть, снимать и продюсировать фильмы - реставрация домов в родной Калифорнии стала для нее более надежным источником дохода, нежели кинематограф.
И вдруг… раз за разом, начали «выстреливать» комедийные фильмы с ее возрастными ролями: «Клуб первых жен», «Любовь по правилам и без», «Шальные деньги».
Это совпало с печальными событиями. Стремительно, за 5 месяцев сгорел от неоперабельной опухоли отец, на которого Дайан так похожа.
У горячо любимой матери диагностировали болезнь Альмгейцера. Угасание Дороти Китон длилось 15 лет.
В момент, когда она начала забывать слова и перестала узнавать своих детей, 50-летняя Дайан удочерила брошенную малышку Декстер и начала заново осваивать с нею мир. Через 5 лет к ним присоединился, оставшийся без родителей, новорожденный Дюк.
«Позднее материнство все изменило в моей жизни. Став матерью, ты сразу понимаешь , где ты, зачем и для чего. И будь ты хоть сто раз «сова», для тебя не проблема, встать в 5 утра, чтобы отвезти своего ребенка на тренировку».
Ее красавица-мама, Дороти, в свое время завоевавшая титул «Миссис Лос-Анджелеса», после 50-и перестала понимать, зачем живет? Талантливый человек, любящая жена и мать, она не понимала: что ей делать, когда дети выросли и покинули гнездо?
У Дайан все вышло ровно наоборот. Неуверенная в себе большую часть жизни, после 50-и она словно бы обрела второе дыхание.
Ее юмор, веселое хулиганство, Ее внутренний ребенок, который упорно не хочет взрослеть. Ее оптимизм, жажда деятельности, самодостаточность, которые она излучает. Природная экстравагантность, безупречное чувство стиля, интерес к моде и неутоленное любопытство к жизни…
Ее дома, которые она восстанавливает с огромным вкусом. Книги, фотопроекты, семья - дети, брат и две сестры – весь ее мир – наполнился новой энергией.
«Жизнь невероятно уплотняется , когда вы не знаете сколько вам осталась дней или лет».
И Дайан наслаждается этой жизнью каждую секунду.
Кстати, и разделась Китон впервые на экране в 57. Она просто сказала себе: это же обычное дело, вот человек одевается, вот раздевается, почему нет? И действительно...