Как я уже отмечал в своей заметке «Ураганные боевики», в Голливуде в 90-е годы было сразу несколько проектов фильмов-боевиков, концептуально схожих с «Крепкими орешками», где главный герой сражался против плохих парней в условиях природных катаклизмов. Два подобных проекта со Сталлоне так и остались на стадии подготовительной работы (хотя сценарии были написаны), как и фильм, где должны были вместе появиться Снайпс и Ван Дамм. Но в 1998 году все же идея, буквально витавшая в воздухе, нашла своих исполнителей. Встречайте – боевик «Ливень» (Hard Rain).
Режиссер: Микаэль Саломон
В ролях: Кристиан Слэйтер, Морган Фримен, Минни Драйвер, Рэнди Куэйд
О сюжете в двух словах:
Инкассатор Том (Кристиан Слэйтер), перевозя крупную сумму денег, попадает в затопленный наводнением город Хантинбург. Здесь его и его напарника поджидает банда грабителей во главе со старым разбойником Джимом (Морган Фримен). Тому чудом удается скрыться от преступников, прихватив с собой деньги. Беда в том, что город почти полностью эвакуирован, а потому нашему герои придется полагаться в основном на себя, а также пытаться спасти тех немногих жителей городка, что все же рискнули переждать наводнение в своих домах.
Бюджет «Ливня» составил внушительные 70 млн $. Продюсером фильма выступил Кристиан Слэйтер, исполнивший заодно и главную роль. На тот момент в активе Слэйтера была успешна роль в «Сломанной стреле» (1996) Джона Ву. Собственно говоря, на пост режиссера как раз Джона Ву и приглашали, но тот отказался из-за занятости работой над своим будущим хитом «Без лица» (1997).
В итоге режиссером картины стал Микаэль Саломон, работавший оператором на съемках «Бездны» Джеймса Кэмерона. В «Бездне» было множество водных сцен, опыт съемок которых и стал причиной, по которой Саломона утвердили на пост режиссера.
Продюсеры «Ливня» хотели пригласить Джерри Голдсмита для написания музыки, но не потянули высокий гонорар композитора. Музыку к фильму написан Кристофер Янг. Янгу пришлось нелегко, так как он вынужден был подстраиваться под продюсеров картины, желавших слышать что-то вроде саундтрека Джеймса Хорнера к «Чужим». Собственно говоря, предварительно сцены фильма и были оформлены музыкой из «Чужих», а бедному Янгу пришлось по сути копировать чужой труд, переделывать его, что очень сильно раздражало композитора. Интересно также и то, что запись музыки производилась на студии в Лондоне, а Янг находился в США. Он объяснял дирижеру и музыкантам свои задумки при помощи видеоконференции.
Тем не менее, несмотря на все мытарства, на мой взгляд, саундтрек – явно одна из сильных сторон фильма. В «Ливне» звучит музыка Тутса Тилеманса, которая содержит отсылки к вестернам (мы слышим губную гармошку), что как бы демонстрирует преемственность классическим фильмам про ограбления на диком западе. Тилеманс – крупнейший исполнитель джаза на губной гармошке.
Кино в основном снималось в Хантинбурге, штат Индиана. Интересно, что рядом с городом нет никакой плотины и крупной реки, как это показано в фильме. Некоторые сцены сняты в Палмдэйле (Калифорния, США) и Торонто (Канада). Съемочный период длился с 26 августа 1996 года по 9 января 1997 года.
Концовка фильма была несколько изменена после тестовых просмотров. Дальше будет спойлер, а потому можете пропустить абзац, если не хотите узнать лишнее.
Дело в том, что зрителям понравился герой в исполнении Моргана Фримена, а потому они пожелали, чтобы он все же остался жив. Следуя рекомендациям, финал картины переделали: герой Фримена остается жив, да еще и деньжатами разжился.
Кстати, Фримен и Слэйтер ранее играли вместе в фильме «Робин Гуд: Принц воров» (1991).
Актриса Минни Драйвер признавалась, что ей тяжело было работать над фильмом из-за того, что кругом была сырость и приходилось много сниматься в воде.
Сначала фильм назывался «Потоп». В мае 1997 года был выпущен тизер-трейлер с таким названием. Но было решено изменить название, чтобы у зрителей не создалось обманчивого впечатления, что это фильм-катастрофа, а не триллер-боевик. К тому же, на тот момент на слуху были «Смерчь» и «Пик Данте», а потому студии не хотелось, чтобы зритель смотрел на фильм, как на некое паразитирование на популярной теме.
Одну из ролей второго плана исполнил Ричард Дайсарт, знакомый любителям хоррор-фантастики по «Нечто» Джона Карпентера (доктор Коппер, который остался без рук). «Ливень» стал последним фильмом актера, который демонстрировался в кинотеатрах. Последующие работы выходили на телеэкраны или же на видео.
Фильм вышел на экраны в 16 января 1998 года. В прокате фильм выступил крайне неудачно, собрав всего-навсего около 20 млн $ в США. Думаю, здесь можно выделить несколько причин. Во-первых, создатели фильма сознательно сделали уклон в сторону триллера, пожертвовав отчасти лихим экшеном. А ведь от картины за 70 млн $ ожидали как раз феерии в духе «Крепких орешков» или его клонов, таких, как «В осаде». «Ливню» страсть как не хватает чего-то такого яркого и запоминающегося в плане эпичного смертоубийства. В то же время, как ни крути, а для захватывающего триллера здесь маловато неожиданных поворотов и нестандартных ходов. Действие, по большому счету, двигается по рельсам. Для боевика это вполне нормально, но для триллера – скучновато. Ну и как фильм-катастрофа, на фоне того же «Смерча», «Ливень» выглядит куда как скромнее.
Подлил масла в огонь и Кристиан Слэйтер, умудрившийся еще во время съемок фильма, а именно в августе 1997 года, избить свою тогдашнюю подругу, а также подраться с полицейским. И все это на почве злоупотребления наркотиками. На следующее утро после премьеры картины актера доставили в тюрьму для отбывания 90-дневного срока. В итоге Слейтера выпустили раньше за примерное поведение. В тюрьме он провел 57 дней. Само собой, такой скандал отпугнул часть зрителей.
Микаэль Саломон после провала «Ливня» надолго перестал снимать полнометражное кино, сосредоточившись на постановке эпизодов различных сериалов. За все время, прошедшее с момента выхода «Ливня», Саломон снял лишь один фильм «Отмороженные» - неплохой, но не хватающий звезд с неба триллер с Диланом Макдермоттом.
Конечно, если не обращать внимание на бюджет, то есть не сравнивать с «Крепкими орешками» и «Скалолазами», а просто смотреть кино, то для того, чтобы скоротать вечерок «Ливень» подойдет. Но увы, не более того. Думаю, в конечно счете, «Ливню» не хватило матерого постановщика боевиков вроде того же Джона Ву или Рени Харлина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Ураганные боевики: экшен на фоне природных катаклизмов
Клоны «Крепкого орешка»
Боевики 2020 года. Обзор #1
Истории создания боевиков 90-х:
«Пассажир 57» (1992)
«Патруль времени» (1994)
«Внезапная смерть» (1995)
Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!