Мечеть Омейядов в Дамаске находится на месте, которое уже с IX века до н.э. считалось священным. Тогда здесь был возведен храм в честь арамейского бога Хадада. В I веке н. э. на этом же месте римляне построили храм Юпитера, а в конце IV века христиане - церковь Иоанна Предтечи. После завоевания мусульманами Дамаска в 636 году церковь оставалась действующей. Неприкосновенность ее, как и одиннадцати других церквей Дамаска, была гарантирована договором христиан с полководцем Халидом ибн ал-Валидом (592-642), сподвижником пророка Мухаммада, получившим прозвище СейфуЛлах (меч Аллаха). Однако мусульмане сделали пристройку к южной стене храма и устроили в ней мечеть. Таким образом, на протяжении семидесяти лет христиане делили священный участок с мусульманами, молились, можно сказать, «под одной крышей». В 706 году омейядский халиф ал-Валид ибн Абд аль-Малик (668-715), прозванный в народе Строителем, взялся за возведение в Дамаске большой соборной мечети на центральной площади, где располагалась церковь. Сначала ал-Валид предложил христианской общине продать ее за 40 000 динаров, но когда в ответ на это предложение ему предъявили грамоту, подписанную полководцем Халидом, он рассвирепел и отобрал церковь без компенсации. Эта церковь стала частью мечети, а площадь перед ней — двором мечети. Но была сохранена главная ее реликвия — глава Иоанна Крестителя.
Существует множество легенд, связанных с обнаружением главы халифом ал-Валидом. Вот одна из них: «Строители мечети наткнулись на гробницу, где не было ни единого намека на то, кто в ней похоронен. И решили разрушить ее. Едва нанесли несколько ударов, как из камня пошла кровь. Местные христиане сообщили ал-Валиду, что в могиле покоится глава Иоанна Предтечи. Тогда правитель приказал построить над ней специальный шатер». Мусульмане тоже почитают Иоанна Крестителя, как пророка Яхью, который, согласно Корану, был послан израильскому народу для подтверждения истинности пророческой миссии Исы ибн Марьям. В Коране Яхья упоминается пять раз. Поэтому мусульмане относятся к его гробнице благоговейно, посещают ее, возносят перед ней свои молитвы.
Что же касается подлинности святыни, находящейся в Дамаске, то по этому вопросу имеются разные мнения, и в христианском, и мусульманском мире. Но можно сказать с уверенностью, что она объединяет представителей двух религий. Среди паломников к ней можно встретить как мусульман, так и христиан.
Многие мусульмане не отрицают возможности того, что глава здесь находится не целиком, а частично. Каких-либо серьезных исследований с ней не проводилось. Известно еще несколько мест в мире, где предположительно хранится глава Иоанна Крестителя. Причем это не значит, что настоящая находится лишь в одном месте – есть свидетельства о том, что она была поделена на несколько частей (согласно различным версиям, на 2 или на 7). Хранились они в храмах Константинополя. Лицевая часть находилась в церкви Пресвятой Богородицы во Влахерне, где ее видел Антоний Новгородец в 1200 году, верхняя часть черепа - в Студийском монастыре (об этом пишут Антоний Новгородец и Аноним Меркати). Считается, что лицевая часть главы сейчас находится соборе Амьенской Богоматери во Франции. Экспертиза, проведенная в Амьене, не оспорила подлинность хранящихся там мощей. Было подтверждено, что часть главы гораздо древнее, чем кость средневекового человека. Тип лица был определен как средиземноморский. Также установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы – между 25 и 40 годами.
Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока, архимандрит Александр (Елисов) (занимал эту должность с 2002 по 2013 года) предположил, что в Дамаске может находится только часть главы, так как «существует еще три фрагмента головы святого – одна хранится на Афоне, другая – во французском Амьене, третья – в Риме, в церкви Папы Сильвестра». Можно назвать еще ряд мест, претендующих на обладание святыней. Считается, что частицы главы хранятся в церкви Иоанна Предтечи в Иерусалиме, в музее Резиденции в Мюнхене, в афонских монастырях Хиландар, Дохиар, Ставроникита (челюсть) и в некоторых других уголках мира.
Для католиков также есть веская причина признавать подлинность Дамасской реликвии: 6 мая 2001 года папа Римский Иоанн Павел II посетил мечеть Омейядов, прежде всего для того, чтобы помолиться у мощей Иоанна Крестителя. Отмечают, что это был первый в истории официальный визит главы римско-католической церкви в мусульманскую мечеть.
Но есть и сомневающиеся либо в самом факте присутствия в мечети древней реликвии, либо в истории, которую предлагает арабское предание. Например, востоковед епископ Порфирий Успенский (1804-1885) указывает следующий ее путь в Дамаск: «с XVI по XVIII в. глава Иоанна Крестителя хранилась в Афонском монастыре преподобного Дионисия, во время русско-турецкой войны турки забрали святыню и передали султану Мустафе III и она хранилась в его сокровищнице до 1845 года, после чего находилась в мечети Омейядов в Дамаске».
Также и некоторые мусульманские ученые сомневаются в возможности присутствия главы в мечети Омейядов, аргументируя тем, что мечети не строятся на могилах (этому, можем заметить, существует в мире не мало исключений) а также то, что нет документов, подтверждающих в ней присутствия могилы Яхьи.
Как отмечают многие историки и исследователи данного вопроса, не столь важна подлинность находящейся в Дамаске реликвии, сколько отношение к ней. Халиф ал-Валид не стал уничтожать святыню христиан, мусульмане возвели над мощами великолепный павильон, христиане и мусульмане приходят сюда для молитвы. Подлинность ее остается делом веры, однако эта и подобные ей реликвии служат укреплению мира между представителями двух религий, что очень важно в тяжелый исторический период, переживаемый жителями страны.
P.s. Лайки и комментарии приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, авторам статьи приятно, что вы оценили их труд.