Прочитав историю «Моя свекровь», дочь сказала: «А теперь напиши о своём свёкре». Я ответила, что не готова. И вот прошло больше месяца и теперь я чувствую, что это мой долг — написать о нём.
В анекдотах всегда фигурируют свекрови и тёщи. О свёкрах анекдоты молчат. Я хочу вам рассказать не анекдот, а быль.
Сказано было мужем: « Отца моего, как хочешь, называй, а мать — матерью». Так вот, свёкра своего Евгения Александровича я всегда называла папой. Сейчас по истечении стольких лет я понимаю, что он был мне единственным настоящим отцом. Он один любил меня, как родную дочь. Он переживал за нашу семью и заботился о наших детях.
Что он был за человек? Когда мы познакомились, ему было 55 лет и на лице его не было остатков былой сногсшибательной красоты — ярких синих глаз, тёмных волнистых волос и былой стати (свекровь рассказывала). В прошлом он был водителем и прошёл всю войну.
После войны получил специальность механика по ремонту холодильных установок. Окончил курсы по устройству, установке и обслуживанию электро-холодильников "Зис - Москва" при Московском дважды ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени автозавода имени Сталина и работал в Грозном механиком по холодильным установкам.
Обслуживал магазины и детские сады. Также он был отличным шофёром и имел право управления автомобилями всех марок.
Он был малоразговорчив, но обладал отменным чувством юмора, из-за которого я иногда попадала впросак. Жили мы на горе, на 42-ом участке в Грозном. Как-то Евгений Александрович попросил меня сходить за ситро. Это надо с нашей горы спуститься, а потом пересечь дорогу и подняться на пригорок на противоположной стороне, где был магазин № 3.
Миссию я выполнила и счастливая вернулась домой. Смотрю на его недоуменное лицо и ничего не могу понять. Оказывается, вместо ситро надо было купить вино. Пришлось ещё раз сбегать в магазин.
Когда у меня родился сын Владимир, то с 8-и его месяцев, свёкор взял заботу о нём на себя. Я тогда была учительницей и 1 сентября должна была выходить на работу в школу (декретный отпуск в ту пору длился 1 год). Так вот, каждое утро мой свёкор возил своего внука в ясли, а оттуда забирал пораньше. Дальше — больше. Сын еще ходить не мог, но уже сидел на одеяле у машины своего дедушки и перетирал тряпкой детали.
Он эти детали до сих пор "перетирает" (автосервис), хотя и окончил прославленный Грозненский нефтяной институт. Наверное, мой любимый свёкор уже тогда предвидел, что в будущем его последний обожаемый внук будет этим кормиться. Он единственный в нашем клане технарь.
Конечно же, мне хотелось быть ему полезной. Один раз в жизни у него отобрали права и он очень расстроился. К тому времени я уже работала в милиции и коллеги помогли мне решить эту проблему. Как же я была рада, что смогла ему помочь и, как был доволен он сам.
К деньгам, как и мой муж Александр, он был безразличен. Ему было радостно отдавать все, что он заработал своей жене. Нам он часто покупал всякие дефицитные вещи. Выйдя на пенсию, он увлёкся разведением нутрий. Даже шкурки выделывал и продавал, и сберкнижку завёл.
Когда я родила дочь Галину и мы жили уже отдельно, приезжая к ним только по выходным дням, свёкор гулял с малышкой, водил её за ручку и показывал своих питомцев. Дети его очень любили. На летних каникулах они все время пропадали на 42-ом участке Грозного.
После 70-и лет он стал болеть. Когда лежал в больнице, то каждый день мы с мужем возили ему жареного толстолобика. Рыбу он обожал. Ушёл от нас он зимой 1986 года в возрасте 72 лет. На похороны прилетели его старшие сыновья с женами из Москвы и мои родители из Славянска на Украине. Было много снега и сильный мороз.
Летом муж поставил своему отцу памятник — валун, персикового цвета. Специально ездил за ним в Дагестан. Так он и покоится теперь на Октябрьском кладбище Грозного в крайнем левом ряду.
Уже в Краснодаре во время чеченской войны он часто мне снился. Всегда по-доброму. Наш сын Владимир был у него дважды. Муж также дважды был у него на кладбище. Последний раз в мае 2016 года.
Семья моя хранит светлую память о своем дедушке-прадедушке-прапрадедушке Евгении, а я — о своём единственном свёкре-отце. Родного отца я не знала.
Преданная сноха Анна