Продолжаю рассказывать о самых своих любимых винтажных платьях, из числа тех, что успела собрать себе в коллекцию за эти 10 лет.
Я уже писала про 1960-е годы, а сегодня расскажу про наряд чуть более раннего времени и радикально отличающийся от лаконичных мини-платьев, показанных ранее.
Как и у всякого платья из моей коллекции, у него своя история. Как-то раз я копалась в иллюстративном материале конца 1950-х годов - кажется, это было весной 2018 года, то есть, скорее всего, готовила лекцию для своих студентов в ИГУМО.
Мне очень хотелось показать ребятам, что в эпоху "оттепели" в плане моды железный занавес начал приоткрываться. Например, Ленинградский дом моделей в 1958 году выпустил брошюру "Иностранные модели одежды" (тираж 110 тыс экз); в декабрьском номере журнала 1956 года "Советская женщина" вышла статья бывшей моделистки Александры Гримм, предложившей знакомить читательниц с моделями парижских домов. И в 1957 году состоялся ряд публикаций с иллюстрациями моделей таких домов, как Жан Пату, Жак Гриф, Люсьен Мангэн. Более того, Ирен Андреева, искусствовед ВИАлегкпрома (Всесоюзного института ассортимента изделий легкой промышленности), вместе с коллегами готовила и выпускала брошюру "Мода за рубежом" - правда, для служебного пользования.
И вот я нашла брошюру "ГУМ. Отдел мод" за 1958 год, где при желании можно было проследить аналогии с отдельными идеями, линиями и приёмами парижских коллекций 1950-х годов.
Но сперва меня заворожило оформление. Этот круг - это почти как в коллекции Диора 1952 года Oblique, там всюду спрятаны круги:
А похожие драпировки и силуэт можно найти и в коллекции Жака Фата 1954 года
И была в брошюре, помимо всего прочего, еще и такая иллюстрация:
И тут в любимом шоу-руме мне попадается новинка. Мне приносят ее с комментарием, что кроме меня (и даже не меня, а моей старшей дочери, так как я сама в тот момент сильно набрала лишнего) в нее всё равно больше никто не влезет, и это вроде как уже перст судьбы.
Я чуть не поперхнулась, так сразу закричала, что это же платье из брошюры знаменитого Отдела мод ГУМа!
Созданный в 1954 году по указу Анастаса Микояна, отдел мод ГУМа имел свой Демонстрационный зал, где проходили уникальные модные показы под живую музыку и демонстрировались изящные вечерние платья. Искусствовед комментировал показ, объясняя, как сделана модель, в киоске можно было приобрести выкройки - и сшить полюбившееся платье самостоятельно. Помогали и брошюры - одна из них как раз и попала ко мне. Правда, с начала 1960-х годов качество показов, организация и состав моделей начали стремительно падать - как и интерес зрителей. Но в первые годы эти дефиле производили такой фурор, что в день их смотрели до тысячи человек!
Моё платье и правда немного Золушкино (как из мультфильма Диснея 1950 года), но, конечно, не настолько, чтоб перевесить другое свое имя - "ГУМовское".
На самом деле, многие девушки разочаровываются, когда вроде бы New Look на лицо, и размер примерно их - а платье плохо сидит: никакого тесного лифа. Так ведь дело в застежке! У меня есть европейские и американские платья, отлично прилегающие, только в них вшиты длинные-длинные молнии. Но я ни разу не видела таких длинных молний на советских платьях. А при наличии только короткой (или вообще не при наличии) сложно сделать так, чтоб и лиф плотно прилегал, и снять платье можно было не разорвав. Здесь есть коротенькая молния, а сложный крой лифа, подозреваю, как раз и даёт место для манёвра при надевании.
Теперь несколько крупных планов:
Как устроены "фестоны" внизу:
И, конечно, ткань. Она довольно плотная: никаких разрывов пока на платье нет.
Ну, раз уж началась вся это история с Диора, надо им и завершить!