Найти тему
Алан Аланов

СВЯЗЬ ОСЕТИИ С КИММЕРИЕЙ,БИБЛИЕЙ,АПОСТОЛАМИ И ОСЕТИНСКИЕ НАРОДЫ т.н.грузии.

ОСЕТИНЫ,АБХАЗЫ ,ЛАЗЫ,МЕНГРЕЛЫ ,ИМЕРЕТИНЦЫ,РАЧИНЦЫ И СВАНЫ-ОДИН АЛАНСКИЙ НАРОД.МОЁ СЕЛО ДЖИМАРА УПОМЯНУТЫ В БИБЛИИ И ТАМ БЫЛИ АПОСТОЛЫ ПАВЕЛ,АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ПРИ ЖИЗНИ ХРИСТА,СИМОН КАНОНИТ,МАТФЕЙ-МАТАТА,РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ НИНА И ВОЗМОЖНО ЕЁ НАСТАВНИК ФАДДЕЙ и др.

МОЙ РОДОВОЙ АУЛ ДЖИМАРА И НАША ОСЕТИЯ-ЗЕМЛЯ АСОВ-УПОМЯНУТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ БИБЛИИ КАК МЕСТО ПОСЕЩЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВО АПОСТОЛОМ ПАВЛОМ!!!

А ВОТ ТУТ -ПРОСТО БОМБА ПОИСКИ АЛАНИИ,КОТОРАЯ ПЕРВАЯ ПРИНЯЛА ХРИСТИАНСТВО ОТ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО.

ПОКА ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ-ВЫВОДЫ ПОТОМ.

И КАК ГРУЗИНСКАЯ КАРТЛИС ЦХОВРЕБА ДАЖЕ НЕ УПОМЯНУЛА ОСЕТИЮ,ХОТЯ СПИСАЛА ПОСЕЩЕНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ ОСЕТИИ -АЛАНИИ,КОТОРЫЕ ПОТОМ БЫЛИ ПРИСВОЕНЫ ПРИШЛЫМИ ЕВРЕЯМИ ГРУЗИНАМИ-ГУРДЖИ ,В ХРИСТИАНСТВО ИЗ ЕПИФАНИЕВСКОГО ЖИТИЯ ПЕРВОАПОСТОЛА АНДРЕЯ,ХОТЯ САМО ИМЯ АПОСТОЛА УПОМИНАЕТСЯ.ВОТ ТАК ЛОЖЬ ВЫЯВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ВЕКА И ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ.

НО ОДНО СРАЗУ ЗАМЕЧУ-ЗДЕСЬ ЯВНО УКАЗАНО ИМЯ МОЕГО РОДОВОГО СЕЛА ДЖИМАРА,ПО БИБЛЕЙСКИ ХИМАР И ЧТО ОНА БЫЛА КРЕПОСТЬЮ АЛАНСКОЙ! ДА ЕЩЁ В КОТОРОЙ БЫЛ ДОСТОВЕРНО БИБЛЕЙСКИЙ АПОСТОЛ ПАВЕЛ,НАПИСАВШИЙ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ НОВОГО ЗАВЕТА,КОТОРОМУ ПОКЛОНЯЮТСЯ ПОЛОВИНА МИРА СОВРЕМЕННОГО! ВОТ ТАК ПРОСЛАВЛЕНА И ОСЕТИЯ,И МОЁ РОДНОЕ СЕЛО ДЖИМАРА.ЗАПИШИТЕ ЭТО И ПОТОМ РАССКАЖИТЕ ДРУГИМ,ЧТО ВАМ ОБ ЭТОМ СООБЩИЛ ВЛАДИМИР БЕРОЗОВ! ТОЕСТЬ Я)))

В.Б. Пфаф на основании сходства "названий горы Джимарай-хох и древнейшего осетинского аула Джимара с киммерийцами древних историков" высказал смелое предположение о том, "что осетины составляют отрасль... колена киммерийцев, известного в священном писании под именем гамер или джимер". В.И. Абаев Джимара — название ущелья, аула, горы, ледника и реки в высокогорной Осетии — связывал с киммерийцами. Б.А. Алборов в топониме видел отражение названия киммерийцев, живших на юге. А.Дз. Цагаева также считала, что "в этом названии отражен этноним древних киммерийцев".

В поисках затерянной страны апостола Андрея

Первый последователь Христа мог проповедовать в самых разных местах Кавказа

Артур Приймак

Тэги: андрей первозванный, кавказ, проповедь, абхазия, алания, осетия, кавказская албания, византия, максим исповедник,андрей первозванный, кавказ, проповедь, абхазия, алания, осетия, кавказская албания, византия, максим исповедник

Андрей Первозванный, согласно легендам, дошел с проповедью не только до пределов исторической Руси, но и территории нынешней России. Николай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. XIX век

Согласно идее «русского мира», Россия едина и неделима как политически, так и сакрально. Самый известный пример – «крымская речь» Владимира Путина, где президент России связал Крым и Россию фактом крещения в Херсонесе князя Владимира. Другую область России, Северный Кавказ, адепты «русского мира» связывают с большой Россией через апостолов, по легенде проповедовавших в тех местах: Фаддея (крестителя Армении) и Андрея. Согласно известной легенде, прежде чем возвещать Благую Весть на берегах Днепра и Ладожского озера, апостол Андрей проповедовал на Кавказе, в землях народа под названием «аланы».

В России этноним «аланы» сохранился в официальном наименовании Республики Северная Осетия – Алания. У осетин есть мужское имя Алан.

Аллан хилак село в Осетии у ВолковойюВверху село Аллан за Харисджыном.Однозначительность Аллановъ и Осетинцевъ, доказывают, кроме сходства языка, повествования писателей среднихъ вековъ восточныхъ и западныхъ, которые назначаютъ место жительства Аллановъ тамъ, где живутъ теперь Осетинцы, Оссы или Яссы, съ которыми бился нашъ Мстиславъ Удалый, и которые известны подъ именемъ Ассовъ разнымъ посланникамъ, отправляемымъ папами къ монгольскимъ ханамъ. Они, разсказывая о завоеванияхъ разныхъ земель Татарами, говорят, что Батый покорилъ Аллановъ или Ассовъ.
Посетивший Кавказския страны И. Барбаро въ 1436 году, пишетъ, что «земля алланская, названа по имени народа Аллановъ, которые называются также Азами.» У Грузинцевъ, Турокъ и некоторыхъ Кавказскихъ племенъ они и теперь известны подъ названиемъ Осей.
Одинъ изъ русскихъ миссионеровъ, проживший у Осетинцевъ двадцать лътъ, разсказывалъ, что у нихъ были въ его время прозвания Алланъ. Нынешний осетинский языкъ также доказываетъ ихъ родство съ Алланами, какъ народомъ обширнаго индо-германскаго племени.»
Очерки Россiи. Вадим Пассекъ. Книга I. Стр.147. СанктПетербургъ, 1838г.

Историческая Алания - место проповеди первоверховного апостола Андрея Первозванного.

Научная верификация легенды об аланской проповеди апостола Андрея показывает, что на Кавказе ученик Христа действительно мог быть. Более того, он мог проповедовать среди алан. Но искать Аланию конкретно в Осетии или в Ингушетии ненаучно: местонахождение этой страны – до сих пор дискуссионный вопрос среди историков. Если считать Аланией весь маршрут апостола, то эта страна могла быть в самых разных местах Кавказа.

В частности, в грузинской области Сванетия и в приграничной с Грузией Абхазии. В творениях византийского церковного писателя IX века Епифания Монаха описывается маршрут апостола Андрея из «Сусании» (Сванетии) в некую аланскую крепость Химар. Точное местонахождение этой крепости – до сих пор повод для дискуссий (иногда бурных). Химар «селят» в Кодорском ущелье Абхазии, в западной Грузии, в Карачаево-Черкесии (нынешнее село Хумара под Карачаевском), в верховьях реки Кубань и т.д. В осетинских научных кругах была популярна версия, что Химар мог находиться в Аланском царстве, которое располагалось в ареале нынешних Северной и Южной Осетии.

Сванетия,Абхазия и Алания были одной страной.По генетике все имеют одну осетинскуюАланскую гаплогруппу G2a ,причём у сванов 90%

В византийском источнике, посвященном деятелю

VII в. Максиму Исповеднику, говорится, что этот подвижник помер «в городе Алании - Схимари-Джимара», а в эпистоле

сопровождавшего Максима лица упоминается город Фуста (Рпизіаз) «в пределах Апсилии и Мисимианы»

(В. Г. Василевский. Труды, т. II, ч. I, СПб., 1909, с. 277). К. С. Кекелидзе замечает, что упоминаемые

в различных версиях «Жития» Максима Исповедника Лазика, Мегрелия и Алания в действительности

представляли собой одну и ту же территорию - «северовосточное побережье Черного моря, окаймленное с

юга и востока рекой Рионом, а с северо-востока - Главным Кавказским хребтом» (К. С. Кекелидзе. Сведения

грузинских источников о Максиме Исповеднике. - Этюды, т. VII, с. 25 и др.). Кроме того, «город Алании -

Схимари» созвучен с наименованием области в Сванети - Цхумар-Джимар, а Фуста - это не что иное, как Фостафори

Леонтия Мровели и Фосфорон армянской Географии VII в. (С. Т. Еремян. Указ. соч., с. 264; там же, примеч.

39). Впоследствии, в период образования Абхазского царства, а затем и в период объединения Грузии

(ІХ-Х вв.) Сванети упоминался под названием «Абхазия» (Апхазети) (Киракос Гандзакеци. История Армении.

Аланский путь апостола Андрея из Химара пролегал в город Фуста, а оттуда – в Севастополь Великий. Точно сказать, где была Фуста, трудно. Севастополь Великий определен как нынешний Сухум. Таким образом, примерные границы условной Алании, где был Андрей, проходят между Сванетией и Химаром с одной стороны, а с другой – Фустой и Севастополем (Сухумом). По этому маршруту столетия спустя после Андрея проходил и Епифаний Монах. Известно, что, путешествуя по Кавказу, Епифаний фиксировал в памяти все интересное, что слышал от местных жителей. Даже заведомые слухи. А после сводил изложенное в записки. Известия о проповеди апостола Андрея «в землях алан» дошли до нас из путевых записок Епифания Монаха.

Что могло подтолкнуть Епифания к этому? Вряд ли он, человек IX века, мог вдохновиться аланским христианством, поскольку аланы приняли христианство только сто лет спустя. Скорее всего он вдохновился крепостями Химар и Фуста и сделал их местом пребывания Андрея Первозванного. По методике археолога Андрея Виноградова, доцента Высшей школы экономики, обе крепости могли быть расположены примерно в районе Кодорского ущелья (южная Абхазия). «Получается, что Андрей был в верховьях Кодорского ущелья, потом сходил в Аланию и вернулся снова в Кодор, – сказал Виноградов корреспонденту «НГР». – Интересно, что это была за Алания, где по преданию был апостол Андрей? По преданию, Андрей переходил горы. Логично предположить, что он попал в Западную Аланию. Это не Осетия, а современная Карачаево-Черкесия». Но тут же эксперт задается вопросом: что мог делать в тех местах Епифаний Монах? Самая ходовая версия: он выполнял в тех местах дипломатические поручения. Но эта версия разбивается о факты. Во время путешествия Епифания на Кавказ византийским императором был Лев V Армянин – ярый иконоборец, а Епифаний известен как твердый защитник иконопочитания. Император- иконоборец доверил бы своему противнику дипломатическую миссию в опасных местах Кавказа разве что с целью добиться его гибели там. Кроме того, в Византии не было практики делегирования дипломатов-священников в страны, где не было христиан. Германский исследователь Герхард Каль из-за этих нестыковок сделал вывод, что Епифаний Монах на самом деле жил не в IX, а в X веке, когда историческая Алания уже приняла христианство. Можно сказать точно только одно: «внедрение» апостола на Кавказ подчеркивало сакральную власть Византии над этим регионом – форпостом Константинополя на рубежах с Персией и Арабским халифатом.

Интересную версию насчет пребывания Епифания в Алании дают греческие жития святых Максима Исповедника и Феофана Исповедника (конец VIII – начало IX веков). В этих творениях упоминаются аланы в значении дружественного византийцам племени, которое, в частности, охраняло за плату византийские крепости в средней и нижней частях Кодорского ущелья. В частности, такие аланы-наемники несли охрану крепости Вукол предположительно в нижней части Кодорского ущелья. Аланы – охранники крепостей (дружественные «варвары») отделялись византийцами от других алан («варваров» недружественных). Епифаний мог «отправить» апостола Андрея к тем аланам, которые охраняли за деньги византийские крепости. Но относящихся к тому периоду ясных следов христианства ни у «дружественных» аланов, ни тем более у «недружественных» обнаружить не удалось.

Изложенная Епифанием история проповеди апостола Андрея среди алан переписывалась византийскими историками Никитой Давидом Пафлагоном, Симеоном Метафрастом и другими. В XI–XII веках епифаниевское житие апостола попадает в грузинскую хронику «Картлис цховреба» («История грузин») – знаменитый грузинский аналог «Повести временных лет». Но, к явному огорчению современных последователей писателя, историка и первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия, который обосновывал идею принадлежности Осетии к Грузии древними грузинскими летописями, стоит сказать: в тексте «Картлис цховреба» хоть и упоминается апостол Андрей, но про Аланию там ничего нет. С легендарной крепостью Химар связана одна интересная деталь: она считается местом упокоения православного святого Максима Исповедника – жившего в VII веке византийского богослова, борца против набиравшей тогда при дворе византийских императоров ереси монофелитства. Епифаний Монах был горячим почитателем Максима Исповедника. Есть версия, что Епифаний «поселил» апостола Андрея в Химаре, чтобы усилить сакральную роль этого места, до того получившего честь стать последним прибежищем византийского святого.

Отдельного разбора заслуживают упоминания в средневековых документах христианского народа аланов, локализованных за пределами исторической Алании. Такие аланы-христиане упоминаются в армянском «Мученичестве Воскянов» (святых I века, учеников апостола Фаддея) и в греческом «Мученичестве Феодора Едесского» (IX век). А в латинской версии записок византийского путешественника Феодора Спудея (668 год) говорится, что Спудей, путешествуя по Кавказу, попал в дом «принцепса (правителя. – «НГР») алан Григория Христолюбивого». Отсюда некоторые ученые делают вывод, что если князь алан в VII веке был христианином, то веровали в Христа и другие аланы. Но при сопоставлении латинской версии (XVII век) с греческим оригиналом (668 год) видно, что в латинском тексте этнонимом «аланы» назван другой народ – лазы, автохтоны древнеабхазского царства Эгриси (II–IX века). Во время путешествия Спудея Эгриси было под властью Византии. Принцепс (в греческом тексте патрикий) мог быть и местным князем, и греческим наместником в византийском придворном чине патрикия. Были случаи, когда под аланами-христианами средневековые хронисты подразумевали жителей Кавказской Албании – государства I–V веков, находившегося на территории нынешних Дагестана, Азербайджана и Грузии. При транслитерации местных самоназваний «Алуанк», «Агванк» и греческого Albania у хронистов невольно выходили «аланы» и «Алания». Христианами псевдоаланы становились, потому что Кавказская Албания приняла христианство на шесть веков раньше реальных алан – в IV веке, когда армянский святой Григорий Просветитель крестил правителя Агванка Урнайра.(АЛБАНИЯ,АГВАНК,И АЛУАНК-ТОЖЕ БЫЛИ АЛАНИЕЙ-МАСАГЕТИЕЙ-В.Б.)http://www.ng.ru/bogoslovie/2016-11-16/6_410_apostol.html

СВЕРХСЕНСАЦИЯ!!!В НОВОМ ЗАВЕТЕ Я НАШЁЛ УПОМИНАНИЕ ОБ ОСЕТИИ,КАК ПЕРВОЙ СТРАНЕ ГДЕ ПРОПОВЕДОВАЛ СВЯТОЙ ПАВЕЛ! ОНА ФИГУРИРУЕТ ТАМ КАК АССКИЕ ЗЕМЛИ,ЗЕМЛЯ АСОВ.

В "Новом Завете" в 14-ти Посланиях Апостола Павла, говорится, что после Салоников и северной Греции, он отправлялся проповедовать в землю Асов. И ходил он в Асские земли несколько раз с 44 по 61 г.н.э.Только тут неточность-в Греции Павел был в 49 году нэ,а в Асских землях на 5 лет раньше-в 44 году.И в Греции религию не приняли на гос уровне,а в Осетии приняли.

КТО ЖЕ ВСЁ ТАКИ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ПРИНЯЛ ХРИСТИАНСТВО? ДА,ОПЯТЬ МЫ,ОСЕТИНЫ-АЛАНЫ.А НЕ ТЕ КТО ОБ ЭТОМ ИСТОШНО ОРЁТ ВЕКАМИ!

КОГДА АРМЯНЕ СТАЛИ ХРИСТИАНАМИ?В 4 ВЕКЕ.КОГДА ГРУЗИНЫ СТАЛИ ХРИСТИАНАМИ? В 301 ГОДУ НАШЕЙ ЭРЫ.Причём тогда в грузии аланы жили,а не грузины.Когда греки стали христианами?христианство в Греции возникло благодаря трудам св. Павла, который основал здесь несколько небольших церковных общин в 49-52 гг.А ТОТ ЖЕ АПОСТОЛ ПАВЕЛ БЫЛ В ОСЕТИИ УЖЕ В 44 ГОДУ НАШЕЙ ЭРЫ И ПОСТРОИЛ ЗДЕСЬ ПЕРВЫЕ ЦЕРКВИ.НА 5 ЛЕТ РАНЬШЕ ГРЕЦИИ!!! ВОТ ТАК ВОТ ВАМ ВОПРОС КТО ПЕРВЫЙ В МИРЕ ПРИНЯЛ ХРИСТИАНСТВО.

Аланы в первом веке уже были знакомы с Учением Христа - первыми проповедниками христианства на земле Аланской были Святые Апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Апостол Матата (Матфей) из 70-ти.

Живший в IX веке иерусалимский иеромонах Епифаний, движимый благочестивым интересом, намеренно обошел те места, которые по сказанию Св. Епифания Кипрского посетил с проповедями Святой Андрей и собрал о нем самые достоверные сведения и первый начертал его Житие.

Из этого документа мы узнаем, что Первозванный Апостол посетил со своими учениками и сотрудниками «. Осетию, где находится город Фостофор».

Алания – Осетия – одна из древнейших колыбелей христианства. Предки осетин – скифы, сарматы, аланы – были одними из первых, услышавших благую весть. Учение Христа на нашу землю принесли апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Другой апостол, Матфей , проповедовавший в Персии и Мидии, зная о приближающейся смерти, прибыл в Аланию и был похоронен на ее территории.

В "Новом Завете" в 14-ти Посланиях Апостола Павла, говорится, что после Салоников и северной Греции, он отправлялся проповедовать в землю Асов. И ходил он в Асские земли несколько раз с 44 по 61 г.н.э.Только тут неточность-в Греции Павел был в 49 году нэ,а в Асских землях на 5 лет раньше-в 44 году.И в Греции религию не приняли на гос уровне,а в Осетии приняли.

А ВОТ ТУТ -ПРОСТО БОМБА ПОИСКИ АЛАНИИ,КОТОРАЯ ПЕРВАЯ ПРИНЯЛА ХРИСТИАНСТВО ОТ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО.

ПОКА ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ-ВЫВОДЫ ПОТОМ.

В поисках затерянной страны апостола Андрея

Версия для печати

Обсудить на форуме

Первый последователь Христа мог проповедовать в самых разных местах Кавказа

Артур Приймак

Тэги: андрей первозванный, кавказ, проповедь, абхазия, алания, осетия, кавказская албания, византия, максим исповедник

андрей первозванный, кавказ, проповедь, абхазия, алания, осетия, кавказская албания, византия, максим исповедник Андрей Первозванный, согласно легендам, дошел с проповедью не только до пределов исторической Руси, но и территории нынешней России. Николай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. XIX век

Согласно идее «русского мира», Россия едина и неделима как политически, так и сакрально. Самый известный пример – «крымская речь» Владимира Путина, где президент России связал Крым и Россию фактом крещения в Херсонесе князя Владимира. Другую область России, Северный Кавказ, адепты «русского мира» связывают с большой Россией через апостолов, по легенде проповедовавших в тех местах: Фаддея (крестителя Армении) и Андрея. Согласно известной легенде, прежде чем возвещать Благую Весть на берегах Днепра и Ладожского озера, апостол Андрей проповедовал на Кавказе, в землях народа под названием «аланы».

В России этноним «аланы» сохранился в официальном наименовании Республики Северная Осетия – Алания. У осетин есть мужское имя Алан. Но на право быть исторической Аланией (и местом проповеди первоверховного апостола) претендуют не только в Осетии, но и в соседней с ней Ингушетии. В Ингушетии считают, что столица республики Магас расположена на месте древней одноименной столицы исторической Алании.

Научная верификация легенды об аланской проповеди апостола Андрея показывает, что на Кавказе ученик Христа действительно мог быть. Более того, он мог проповедовать среди алан. Но искать Аланию конкретно в Осетии или в Ингушетии ненаучно: местонахождение этой страны – до сих пор дискуссионный вопрос среди историков. Если считать Аланией весь маршрут апостола, то эта страна могла быть в самых разных местах Кавказа.

В частности, в грузинской области Сванетия и в приграничной с Грузией Абхазии. В творениях византийского церковного писателя IX века Епифания Монаха описывается маршрут апостола Андрея из «Сусании» (Сванетии) в некую аланскую крепость Химар. Точное местонахождение этой крепости – до сих пор повод для дискуссий (иногда бурных). Химар «селят» в Кодорском ущелье Абхазии, в западной Грузии, в Карачаево-Черкесии (нынешнее село Хумара под Карачаевском), в верховьях реки Кубань и т.д. В осетинских научных кругах была популярна версия, что Химар мог находиться в Аланском царстве, которое располагалось в ареале нынешних Северной и Южной Осетии.

Аланский путь апостола Андрея из Химара пролегал в город Фуста, а оттуда – в Севастополь Великий. Точно сказать, где была Фуста, трудно. Севастополь Великий определен как нынешний Сухум. Таким образом, примерные границы условной Алании, где был Андрей, проходят между Сванетией и Химаром с одной стороны, а с другой – Фустой и Севастополем (Сухумом). По этому маршруту столетия спустя после Андрея проходил и Епифаний Монах. Известно, что, путешествуя по Кавказу, Епифаний фиксировал в памяти все интересное, что слышал от местных жителей. Даже заведомые слухи. А после сводил изложенное в записки. Известия о проповеди апостола Андрея «в землях алан» дошли до нас из путевых записок Епифания Монаха.

Что могло подтолкнуть Епифания к этому? Вряд ли он, человек IX века, мог вдохновиться аланским христианством, поскольку аланы приняли христианство только сто лет спустя. Скорее всего он вдохновился крепостями Химар и Фуста и сделал их местом пребывания Андрея Первозванного. По методике археолога Андрея Виноградова, доцента Высшей школы экономики, обе крепости могли быть расположены примерно в районе Кодорского ущелья (южная Абхазия). «Получается, что Андрей был в верховьях Кодорского ущелья, потом сходил в Аланию и вернулся снова в Кодор, – сказал Виноградов корреспонденту «НГР». – Интересно, что это была за Алания, где по преданию был апостол Андрей? По преданию, Андрей переходил горы. Логично предположить, что он попал в Западную Аланию. Это не Осетия, а современная Карачаево-Черкесия». Но тут же эксперт задается вопросом: что мог делать в тех местах Епифаний Монах? Самая ходовая версия: он выполнял в тех местах дипломатические поручения. Но эта версия разбивается о факты. Во время путешествия Епифания на Кавказ византийским императором был Лев V Армянин – ярый иконоборец, а Епифаний известен как твердый защитник иконопочитания. Император- иконоборец доверил бы своему противнику дипломатическую миссию в опасных местах Кавказа разве что с целью добиться его гибели там. Кроме того, в Византии не было практики делегирования дипломатов-священников в страны, где не было христиан. Германский исследователь Герхард Каль из-за этих нестыковок сделал вывод, что Епифаний Монах на самом деле жил не в IX, а в X веке, когда историческая Алания уже приняла христианство. Можно сказать точно только одно: «внедрение» апостола на Кавказ подчеркивало сакральную власть Византии над этим регионом – форпостом Константинополя на рубежах с Персией и Арабским халифатом.

Интересную версию насчет пребывания Епифания в Алании дают греческие жития святых Максима Исповедника и Феофана Исповедника (конец VIII – начало IX веков). В этих творениях упоминаются аланы в значении дружественного византийцам племени, которое, в частности, охраняло за плату византийские крепости в средней и нижней частях Кодорского ущелья. В частности, такие аланы-наемники несли охрану крепости Вукол предположительно в нижней части Кодорского ущелья. Аланы – охранники крепостей (дружественные «варвары») отделялись византийцами от других алан («варваров» недружественных). Епифаний мог «отправить» апостола Андрея к тем аланам, которые охраняли за деньги византийские крепости. Но относящихся к тому периоду ясных следов христианства ни у «дружественных» аланов, ни тем более у «недружественных» обнаружить не удалось.

Изложенная Епифанием история проповеди апостола Андрея среди алан переписывалась византийскими историками Никитой Давидом Пафлагоном, Симеоном Метафрастом и другими. В XI–XII веках епифаниевское житие апостола попадает в грузинскую хронику «Картлис цховреба» («История грузин») – знаменитый грузинский аналог «Повести временных лет». Но, к явному огорчению современных последователей писателя, историка и первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия, который обосновывал идею принадлежности Осетии к Грузии древними грузинскими летописями, стоит сказать: в тексте «Картлис цховреба» хоть и упоминается апостол Андрей, но про Аланию там ничего нет. С легендарной крепостью Химар связана одна интересная деталь: она считается местом упокоения православного святого Максима Исповедника – жившего в VII веке византийского богослова, борца против набиравшей тогда при дворе византийских императоров ереси монофелитства. Епифаний Монах был горячим почитателем Максима Исповедника. Есть версия, что Епифаний «поселил» апостола Андрея в Химаре, чтобы усилить сакральную роль этого места, до того получившего честь стать последним прибежищем византийского святого.

Отдельного разбора заслуживают упоминания в средневековых документах христианского народа аланов, локализованных за пределами исторической Алании. Такие аланы-христиане упоминаются в армянском «Мученичестве Воскянов» (святых I века, учеников апостола Фаддея) и в греческом «Мученичестве Феодора Едесского» (IX век). А в латинской версии записок византийского путешественника Феодора Спудея (668 год) говорится, что Спудей, путешествуя по Кавказу, попал в дом «принцепса (правителя. – «НГР») алан Григория Христолюбивого». Отсюда некоторые ученые делают вывод, что если князь алан в VII веке был христианином, то веровали в Христа и другие аланы. Но при сопоставлении латинской версии (XVII век) с греческим оригиналом (668 год) видно, что в латинском тексте этнонимом «аланы» назван другой народ – лазы, автохтоны древнеабхазского царства Эгриси (II–IX века). Во время путешествия Спудея Эгриси было под властью Византии. Принцепс (в греческом тексте патрикий) мог быть и местным князем, и греческим наместником в византийском придворном чине патрикия. Были случаи, когда под аланами-христианами средневековые хронисты подразумевали жителей Кавказской Албании – государства I–V веков, находившегося на территории нынешних Дагестана, Азербайджана и Грузии. При транслитерации местных самоназваний «Алуанк», «Агванк» и греческого Albania у хронистов невольно выходили «аланы» и «Алания». Христианами псевдоаланы становились, потому что Кавказская Албания приняла христианство на шесть веков раньше реальных алан – в IV веке, когда армянский святой Григорий Просветитель крестил правителя Агванка Урнайра.

http://www.ng.ru/bogoslovie/2016-11-16/6_410_apostol.html