Найти тему

Фильм-антиутопия или реальность? Платформа (2019)

Платформа (El hoyo),2019

Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru. Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия. Оператор: Хон Д. Домингес.
Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru. Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия. Оператор: Хон Д. Домингес.

Фантазия сценаристов и режиссеров бесконечна, запредельна и, безусловно, интересна. Но порой то, что кажется лишь киношным вымыслом - страшная метафора к нашей реальности, ставшей настолько обыденной и привычной, что без посторонней помощи взглянуть на нее трезво уже невозможно. Здесь надо сказать спасибо людям, которые не просто пытаются бросить нам в лицо эту правду, а позволяют самим ее осознать лишь немного направив.

Настоящим шоком для зрителя становится фильм Платформа (El hoyo), 2019 года испанского режиссера Гальдера Гастелу-Уррутия. Фильм-антиутупия? Фантастика? Драма? Сложно сразу дать ответ. Но с каждой минутой все явственней приходит осознание, что фильм про нас с вами, про наше настоящее, про то как и чем мы живем.

Сюжет о самом обыкновенном молодом мужчине по имени Горенг, который соглашается на участие в, казалось бы, безобидном эксперименте. Вскоре он приходит в себя в полупустой комнате уровня 48. В полу и потолке комнаты имеются большие прямоугольные отверстия. Всего уровней, а значит комнат - 333, в каждой живет два человека. По сути все уровни связаны общим колодцем - дырой, по которому раз в день опускается платформа с едой, и чем ниже находятся люди, тем меньше у них шансов поесть. Каждый месяц происходит рокировка, и обитатели верхних уровней могут оказаться в самом низу, и наоборот. Раньше отведенного срока выйти из дыры невозможно. Каждому человеку разрешают взять с собой один предмет. Горенг выбрал томик "Дон Кихота", а его сосед взял с собой большой самозатачивающийся нож.

Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru. Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия. Оператор: Хон Д. Домингес.
Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru. Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия. Оператор: Хон Д. Домингес.

Казалось бы никакой связи с настоящим, с нашей реальностью, сплошная фантазия и выдумка, но...

Истинная идея фильма – осветить проблему общества потребления и ее причину. Для этого автор использует метафору многоэтажной тюрьмы, где этажи соответствуют слоям населения, а движущаяся платформа с едой – распределению благ между людьми. Типичное поведение жителей планеты показано через поступки заключенных.

Абсолютно все герои фильма, находящиеся в дыре, недовольны происходящим. Но каждый выбирает свой путь выживания. Кто-то пытается исправить ситуацию уговорами и призывами, кто-то, потеряв веру в людей, пресекает бесчинства силой. Но большинство людей, находящихся в дыре, верит, что виноваты всегда те, кто на верхних уровнях или некая "администрация". Они даже не пытаются что-то изменить, лишь делают все, чтобы выжить. Всеми возможными способами.

Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru. Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия. Оператор: Хон Д. Домингес.
Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru. Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия. Оператор: Хон Д. Домингес.

Фильм полон символизмов, стоит смотреть его "между строк". Например, Горенг единственный в дыре,кто взял с собой книгу. Книга здесь символизирует мудрость доступную человечеству. А то, что она единственная во всей дыре, показывает нам как мало значения придают знаниям в обществе потребления.

Этот фильм большое разочарование для сторонников различных конспирологических теорий. Автор не пытается обвинять администрацию в ужасах, происходящих в дыре. Более того, по сюжету именно администрация организовывает перемещение постояльцев между уровнями таким образом, чтобы люди, находившиеся на верхних этажах, в этом месяце оказались в следующем на нижних и наоборот. Смысл в том, чтобы человек, проведя месяц в голоде, усмирил свой аппетит попав на верхний уровень, понимая, каково людям внизу. Казалось бы, логичные шаги, но идея абсолютно нерабочая. Человек существо иррациональное. Выжив внизу и попав наверх, он начинает есть с удвоенным аппетитом, считая, что заслуживает поощрения, и не испытывает никакой жалости к тем, кто ниже. Пока человек внизу он во всем винит тех, кто над ним и совершенно забывает об этом, когда сам поднимается выше. Узники дыры своим неумеренным аппетитом создают невыносимое положение для заключенных на нижестоящих уровнях.

Типичный представитель общества потребителей, Тримагаси - сокамерник Горенга, принимает сложившийся порядок вещей так: мир несправедлив, а значит я буду несправедлив в ответ, и, раз гнев не направить вверх, я обрушу его вниз. Эту позицию отлично иллюстрирует эпизод, в котором Тримагаси мочится на уезжающую вниз платформу.

Как и Тримагаси Горенг принадлежит обществу потребителей. А их примирение в финале символизирует единство непохожих, на первый взгляд, персонажей. И почти каждый зритель сможет обнаружить в себе черты обоих. Но отличие Горенга в том, что он не смирился с обстоятельствами, а пытается исправить ситуацию, пожертвовав собой и отправив сообщение, которое в действительности является посланием автора к зрителю.

"Я бы хотел сказать, что Платформа - это не критика общества. Это социальная самокритика. Я тоже в дыре, и я вижу свое отражение во многих отвратительных аспектах фильма. Иногда я сам себя удивляю постыдными классовыми, расистскими, сексистскими мыслями. Но я исправлюсь, обещаю". Гальдер Гастелу-Уррутия (режиссер).

Фильм шокирующий как своей визуальной составляющей, так и смыслом, который в себе несет. Невозможно остаться прежним после его просмотра. Часто в аннотациях к подобным фильмам пишут: "слабонервным не смотреть". Но "Платформа" обязателен к просмотру, главным образом потому что дает нам возможность заглянуть внутрь себя и, возможно, что-то изменить.

Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru. Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия. Оператор: Хон Д. Домингес.
Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru. Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия. Оператор: Хон Д. Домингес.