Многие российские банки ещё весной 2020 года сообщили о резком снижении количества заявок на кредитные каникулы.
С одной стороны, наблюдаемую динамику можно объяснить тем, что наиболее нуждающиеся в отсрочке заёмщики обратились к кредиторам, как только нормативные акты, регламентирующие кредитные каникулы, вступили в силу. С другой стороны, нужно признать, что механизм оформления права на поддержку довольно сложен. Недостаточный уровень финансовой подкованности не позволяет многим россиянам объективно оценить шансы на одобрение заявок. В начале апреля банки отмечали всплеск обращений от заёмщиков: лишь 3 апреля 2020 года, в первый день действия программы, поступило около 27 тысяч заявлений на реструктуризацию, причём только один из 10 клиентов соответствовал прописанным в законе требованиям.
Вероятно, теперь, на фоне широко обсуждаемых в СМИ отказов, далеко не все нуждающиеся в поддержке граждане спешат заявить о своих правах. Не всегда легко найти формальные подтверждения ухудшения своего финансового положения (напомним, один из критериев для оформления каникул состоит в уменьшении доходов более чем на 30%). Немало россиян во время пандемии потеряли неофициальные подработки, однако представить доказательства падения дохода они не могут.
Таким образом, немало заёмщиков остаётся за бортом данной программы и вынуждены искать другие способы преодоления тяжелой финансовой ситуации. Рекомендации Банка России, предполагающие перевод клиентов, не подтвердивших сокращение доходов, на собственные программы реструктуризации, несомненно, улучшат положение большого круга клиентов. Тем не менее, пока предлагаемый регулятором регламент не лишён недостатков: в частности, представителям банков предлагается пойти навстречу добросовестным плательщикам, однако их критерии «добросовестности» не прописаны.
Автор: ведущий аналитик QBF Олег Богданов