Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: WISHBONE ASH "Sometime World: An MCA Traveloque"

WISHBONE ASH

SOMETIME WORLD: AN MCA TRAVELOQUE

Среди самых влиятельных рок-групп всех времен WISHBONE ASH являются создателями захватывающей и инновационной музыки. Они - прародители звучания сдвоенных гитар, позже принятого в качестве стандарта бесчисленными последователями; творческое наследие WISHBONE ASH стало легендой. Выпустив в 1972 году свой magnum opus, альбом вне времени 'Argus', группа могла бы легко дальше почивать на лаврах, эксплуатируя найденную формулу. Вместо этого они отошли от своей «гимнастики для гитарного грифа», которая и привлекла к ним такое внимание, чтобы проследовать в другую сторону, усилив народную, более свободную составляющую своей музыки на "Wishbone Four", изданным в следующем году.

WISHBONE ASH уже четыре десятилетия очаровывает фэнов, создав обширный каталог студийных альбомов и более десятка концертных релизов. Тем не менее, эта антология фокусируется на годах, проведенных под крышей MCA Records, начиная с одноименного дебютного альбома 1970 года и до “Number The Brave” 1981 годa. Все эти альбомы являются свидетельством золотой эры коллектива, - группа не чувствовала необходимости баловаться на рынке "синглов", - и по праву считаются краеугольными камнями рок-жанра.

-2

Наша история начинается в английском приморском курортном городе Девон в 1960-х годах, когда бывший хорист по имени Мартин Тернер поменял побитую акустическую гитару на бас, чтобы сформировать TORINOES со своим братом-гитаристом Гленном. В 1963 году группа стала называться EMPTY VESSELS, а в 1966 в группе появился барабанщик Стив Аптон (Steve Upton). В следующем году Аптон убедил Тернеров перебазироваться в Эксетер, а затем сменить название. Вскоре TANGLEWOOD, - так отныне именовалась группа, - переместился, как надеялись музыканты, к ярким огням Лондона. На самом деле, реальность отрезвила их и бесславное существование на подножном корму вызвало приступы тоски по дому у Гленна Тернера, который оставил подругу на западе страны. Еще одна ключевая фигура вошла в историю группы на последнем концерте Гленна с TANGLEWOOD летом 1969 года. Позже прозванный "капитаном проклятых", Майлз Коупленд III Miles Copeland III), американец, у которого мать была шотландкой, а отец агентом ЦРУ, который позже стал главным мозгом группы своего брата Стюарта THE POLICE, был просто находкой, он стал тем самым человеком, который смог взять бразды правления в качестве менеджера.

Разместив рекламу в "Melody Maker" о поиске музыкантов в группу для замены Гленна Тернера, в итоге Мартин Тернер и Аптон приняли определяющее для их судьбы решение - наняли не одного, а двух музыкантов, от напора которых они просто устали - Энди Пауэлла (Andy Powell) и Дэвида "Теда" Тернера (David ‘Ted’ Turner) (никакого отношения к Мартину не имевшего, просто однофамилец) после второго джем-сейшена. Несмотря на различия в технике игры, сочетание Пауэлла и Тернера, переплетаясь, приводит к тому, что оба могли петь и варьировать гармониями, поддерживая лидирующий вокал Мартина. Все это сослужит хорошую службу группе в будущем. Если LED ZEPPELIN, BLACK SABBATH, DEEP PURPLE, JETHRO TULL, GENESIS и YES были составами с одним гитаристом, то ось Пауэлл-Тернер была уникальным развитием, и тем, что в конечном итоге повлияет на целый ряд других артистов, включая IRON MAIDEN, JUDAS PRIEST и многих других.

"Скотт Горэм однажды поведал мне, что когда THIN LIZZY впервые переехали в Лондон, они пришли к нам на концерт в Лицее", - вспоминает Пауэлл. "Впоследствии Фил Лайнотт сказал им всем (с ирландским акцентом): "Это именно тот звук, который нам нужен! Но послушайте... вся власть принадлежит им."

По словам Мартина Тернера, окончательное название группы было выбрано с большой скоростью из различных предложений, записанных в список: "Я просто выбрал два слова: "Wishbone" и "Ash", - утверждает он. Это было очень инстинктивное действие, но оно означало, что мы можем двигаться в любом музыкальном направлении. Если у вас есть имя, как LED ZEPPELIN, то оно обязывает вас быть тяжелым. “WISHBONE ASH” же был более гибким вариантом. Энди Пауэлл с любовью вспоминает: "Ясень, растущий за окном его лондонской квартиры, подсказал ему эту часть названия.

Контракт с MCA Records был подписан после того, как Ричи Блэкмор порекомендовал группу менеджеру по подбору артистов Дереку Лоренсу. Энди Пауэлл произвел впечатление на «человека в черном» из DEEP PURPLE, когда пара спонтанно устроила гитарное состязание во время саунд-чека в Dunstable Civic Hall в мае 1970 года. Нюх Коупленда не подвел и вложения его быстро окупились после подписания контракта с международной корпорацией, что привело к всемирной популярности группы, в отличие от гораздо менее ценного внутреннего соглашения.

С будущим продюсером IRON MAIDEN, RAINBOW, BLACK SABBATH и BLUE OYSTER CULT Мартином Берчем, работавшим в качестве звукоинженера, Лоуренс сидел за пультом при записи вышеупомянутого "Wishbone Ash" (выпущенного 4 декабря 1970 года) и "Pilgrimage" (сентябрь 1971 года). Броский, выделяющийся конверт дебютного альбома с обугленной косточкой-вилкой и наличие на диске шедевра на все времена 'Phoenix' (одна из двух композиций, присутствующих на второй стороне оригинального винилового издания), представили группу во всем ее величии. "Pilgrimage" продавался особенно хорошо, достигнув 14-го места в британских чартах, хотя этот успех будет оттенен достижениями "Argus", – записью, которая сохранила ту же производственную команду и до сих пор звучит так же свежо и великолепно сегодня, как и 28 апреля 1972 года. С представленными на альбоме темами времени, конфликта, желания молодых людей сражаться, страсти и, наконец, искупления, песни, написанные в течение года, определили, для Мартина Тернера в частности, момент полного достижения и кульминации идей, которые были задуманы еще в 60-е.

Легендарная обложка диска с образом часового, терпеливо вглядывающегося в утренний туман, идеально подходила для задумчивой драматичной музыки альбома. Достигнув 3-го места в чартах на своей родине и превзойдя по рейтингу такие альбомы, как "The Rise & Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars" Боуи, "Fragile" YES, "Machine Head" DEEP PURPLE и "Madman Across The Water" Элтона Джона, "Argus" был признан альбомом 1972 года читателями таких ведущих музыкальных журналов, как "Sounds" и "Melody Maker". Тем не менее, Wishbone Ash никогда не пользовалась званием любимчиков СМИ. "Мы были счастливы в нашей анонимности, - размышлял Пауэлл позже. "Как серьезные артисты, мы уделяли внимание выступлениям, а не образу жизни поп-звезд."

Вся группа была немного разочарована тем, что преемник "Аргуса" был выпущен с такой поспешностью. Записанные в сельской местности Уэльса и самостоятельно спродюсированные , деревенские штаммы "Wishbone Four" (обнародованы 11 мая 1973 года) принесли им еще один серебряный диск, хотя это был последний студийный альбом группы, в котором Тед Тернер участвовал до воссоединения 14 лет спустя. После выхода в июне 1973 года "Live Dates", знаменитого концертного релиза, гитарист решил уйти как из группы, так и из музыкального бизнеса в целом.

"Мне нужно было открыть для себя жизнь и расширить свои горизонты", – сказал мне Тед Тернер в 2008 году. Однофамилец Мартина был моложе своих коллег, мотивы 24-летнего парня при принятии решения были понятны остальным, хотя, мягко говоря, оно их разочаровало. Несколько лет спустя, оглядываясь на распад классического состава группы, Пауэлл сказал: "Когда он ушел, это было похоже на то, как Фред Астер теряет Джинджер Роджерс - ужасно."

К счастью, замена Тернера оказалась не просто временной мерой. Действительно, начиная с вышедшего в ноябре 1974 года альбома "Theres The Rab", Лори Уайсфилд (Laurie Wisefield) провел следующие 11 лет в группе, став жизненно важным винтиком метафорического машинного отделения группы. Лондонский гитарист был членом группы HOME, также управляемой Майлзом Коуплендом; басист HOME Клифф Уильямс (Cliff Williams) позже прославился как член AC/DC.

Точно так же, как "Аргус", "There's The Rub" появился в знаковом конверте с изображением спортсмена в запятнанных белых брюках, держащего крикетный мяч. Английские фанаты знают, что опытные игроки в крикет стремятся получить преимущество, полируя одну сторону мяча, тем самым заставляя его непредсказуемо двигаться по воздуху, хотя озадаченные американцы могли бы прийти к совершенно другому предположению. Вышедший в ноябре 1974 года "There’s The Rub" записывался в течение трехмесячного периода во Флориде под руководством продюсера Билла Cимзика (Bill Szymczyk). Легендарный альбом EAGLES "Hotel California", продюсером которого также был Cимзик, продемонстрировал влияние WISHBONE ASH. Воспоминание Пауэлла об EAGLES, записывавшихся в той же студии Criteria всего через день после того, как WISHBONE ASH освободили ее, не оставляло сомнений в том, что работа сдвоенных гитар, показанная в новой работе EAGLES, не была простым совпадением.

Тед Тернер соглашается: «После того как я покинул группу, они работали с Биллом Симзиком. Конечно же, "Hotel California" добился такого невероятного успеха, но до тех пор EAGLES никогда не делали гармонических гитарных треков. Вы могли бы услышать наше влияние также на "Reeling In The Years" (STEELY DAN). Список можно продолжать и продолжать».

Опередив свое время, "There's The Rub" позволил группе сохранить позиции в коммерческом плане, завоевав еще один серебряный диск в Великобритании. Кроме очень популярной баллады "Persephone", заключительный трек пластинки, "F. U. B. B." (аббревиатура из армейского жаргона, расшифровывающаяся как «Невообразимый п… ец») был ответственен за некоторую скандальную известность. Заголовок альбома был обязан строкам из легендарной трагедии Шекспира «Гамлет»: "уснуть, и видеть сны, быть может".

Переехав в Коннектикут, на восточное побережье Америки в апреле 1975 года, попутно расставшись с Майлзом Коуплендом, WISHBONE ASH вернулись в Criteria Studios (где они записали еще два альбома), чтобы работать с другим известным продюсером над "Locked In". У Тома Дауда было блестящее резюме, в списке сотрудничавших с ним значились Эрик Клэптон, Род Стюарт и LYNYRD SKYNYRD. Однако и в группе, и с организацией записи царил бардак, и сам Дауд был в это время в процессе развода с женой. Поэтому вышедший в марте 1976 года "Locked In" многие считают одним из самых слабых альбомов WISHBONE ASH.

Группа решила все исправить на следующем альбоме, "New England", который появился всего через семь месяцев после "Locked In". В основном записанный в подвале Мартина Тернера, он содержал более широкий, более сфокусированный набор мелодий. Интересно, что "New England" также завершался коротким инструментальным произведением под названием "Candlelight", которое Тед Тернер помог написать перед уходом из группы.

Среди великолепных записей WISHBONE ASH, предлагающих одну из их самых разнообразных коллекций материала, студийный альбом номер восемь, вышедший в октябре 1977 года, "Front Page News", продолжил ренессанс. Записанные в душной жаре Майами и в компании семей музыкантов, сеансы были в основном гармоничными и беззаботными. Такие песни, как 'Goodbye Baby Hello Friend' и 'Right Or Wrong' отражали эти, казалось бы, идиллические обстоятельства.

Возможно, неожиданно, учитывая время, в течение которого он отсутствовал в делах группы, Дерек Лоренс был восстановлен в кресле продюсера в октябре 1978 года при записи "No Smoke Without Fire". Он также записывался в De Lane Lea Studios – лондонской студии, где родились первые три альбома. Так что не случайно, что эта эпоха в истории WISHBONE ASH, в течение которой группа вернулась в Великобританию на постоянной основе, интерпретируется как возвращение к своим корням – теория, поддержанная мускулистым, но и мелодичным характером великолепного вступительного трека альбома" You See Red".

Ознаменованная непосредственностью "Living Proof", – песни, которой суждено было стать постоянным фаворитом последующих концертов, WISHBONE ASH вернулись из короткого, но заслуженного перерыва, чтобы войти в новое десятилетие с выпуском своего десятого студийного диска" Just Testing" в 1980 году. Обложка альбома, на которой музыканты смотрят через окно студии на летящую гитару ‘Flying V’, судя по всему, тестируемую в аэродинамической трубе, выглядела великолепно на стойках магазинов. Мартин Тернер был против более коммерческого направления, взятого группой, а также был против идеи найма нового свободного вокалиста. Это инакомыслие было настолько сильным, что вынудило его покинуть группу после завершения мирового турне 1980 года, задокументированного очередным концертным релизом" Live Dates, vol.2", который включал записи с 1976 года.

Мартин продолжал работать в своей студии и вернулся в группу в 1987 году для записи альбома "Nouveau Calls", первого альбома с новой музыкой за 14 лет, в составе уже четырех музыкантов.

Между тем, еще весной 1981 года бывший участник таких групп, как FAMILY, KING CRIMSON, ROXY MUSIC Джон Уэттон играл на басу на последнем из наших популярных альбомов. С Найджелом Греем, известным продюсером хитов THE POLICE, GODLEY & CREME и SIOUXSIE & THE BANSHEES, и Клэр Хэммилл, исполнившей партии бэк-вокала на "Just Testing", и теперь настроенной на более заметную роль в группе, WISHBONE ASH явно намеревались на прорыв с "Number The Brave".

Несмотря на значительный вклад в "Number The Brave", как в качестве автора, так и в качестве исполнителя в песне "That's That", Уэттон в конечном итоге отказался формализовать членство в группе и никогда не играл с ними вживую. Когда дело дошло до того, чтобы отправиться в путь, бывший музыкант состава Дэвида Боуи и URIAH HEEP Тревор Болдер взял на себя ответственность за поставку всех важных низких нот. Что интересно, Болдер уже заменял Уэттона в составе другой группы, придя в URIAH HEEP в 1976 году.

После расставания с MCA группа еще только раз появится в альбомном чарте Великобритании. Тем не менее, достигший Топ-30 в следующем году "Twin Barrels Burning" был самым большим успехом WISHBONE ASH со времен "New England", – факт, который, без сомнения, был принят с некоторым покраснением лиц в коридорах власти в MCA.

Перенесемся в 2010 год, примерно через сорок лет после того, как Энди Пауэлл и Тед Тернер приняли судьбоносное решение откликнуться на рекламу Мартина Тернера и Стива Аптона "Melody Maker". Нынешняя версия WISHBONE ASH (все еще основанного вокруг, казалось бы, несокрушимого Пауэлла) по-прежнему выпускает альбомы (новая студийная запись, которая только что завершена, является 25-й!) и гастролирует по миру.

Мартин Тернер также вернулся на сцену еще раз, со своей версией группы – “Martin Turner’s Wishbone Ash” в конце 2004 года. Два года спустя, с оригинальным альбомом "Argus", получившим роскошное расширенное переиздание, MTWA также пересмотрел классику 1972 года, переписав ее как "Argus: Through The Looking Glass". Воспользовавшись технологиями 21-го века и расслабленными временными рамками для записи, Мартин Тернер был рад вернуться к альбому WISHBONE ASH эпохи MCA впервые за почти 30 лет. Бывшие коллеги по группе и друзья-музыканты также присоединились к Тернеру для этого проекта; Джон Уэттон исполнил партии вокала, а Джефф Даунс сыграл на клавишных в "Throw Down The Sword".

Во время последующего тура в 2009 году лидер FOCUS Thijs Van Leer радости поклонников принял участие в качестве специального гостя, а также Тед Тернер присоединился к своему товарищу-однофамильцу для "New Live Dates 1 and 2" для ностальгического воссоздания каталога mark 1 и mark 2 WISHBONE ASH.

Хотя Тед Тернер и держался в тени, но продолжал поддерживать отношения со своими бывшими коллегами, он использовал технологии для записи новых материалов. "Я записывался через компьютер, который я нахожу действительно захватывающим", – рассказывает он, добавляя: "Он ведет меня во всех направлениях. На вопрос, может ли это привести к сольному альбому, Тернер просто отвечает: "Не знаю, куда этот путь приведет меня. Я просто работаю над музыкальным материалом."

Переехав во Францию почти два десятилетия назад, Стив Аптон по-прежнему бросается в глаза своим отсутствием. "У меня есть теплые воспоминания о группе на ее пике и случайные контакты с некоторыми из моих бывших коллег", – говорит ударник, – "Кто знает, может быть, однажды я снова появлюсь, словно мистический герой в "Аргусе", но сейчас я бросил свой меч и держу свой порох сухим."

А Лори Уайсфилд? После ухода из WISHBONE ASH в середине 1980-х гитарист продолжил выступать с Тиной Тернер, Джо Кокером, Роджером Чепменом и другими, а также участвовал в мюзикле "We Will Rock You" на музыку QUEEN.

Будущее WISHBONE ASH как никогда светло. И с Энди Пауэллом, и с Мартином Тернером, поддерживающими наследие группы (хотя, к сожалению, не на одной сцене), деятельность WISHBONE ASH продолжается. И, разумеется, значительным остается вклад группы в историю рок-музыки.

Дэйв Линг

(журналист “Classic Rock” и “Metal Hammer”),

Лондон, 19 февраля 2010 года

Перевод: Александр Ковтун,

(© Prog Island, СПб, март 2019 года)

Редактирование текста: Игорь Швейцер