Найти в Дзене

Падение и величие 2-х жен Солженицына или можно ли быть порядочным человеком наполовину.

Гиф из свободных источников в интернете
Гиф из свободных источников в интернете

Желание написать эту статью родилось после прочтения статьи и комментариев на Дзене совершенно незнакомого автора. Вот она:

https://zen.yandex.ru/media/smarttatar/kak-shalamov-ne-obscalsia-s-soljenicynom-tak-kak-srazu-vychislil-v-nem-lagernogo-stukacha-5f04964203da746cf2b9af92
По большому счету там всё сказано и даны оценки. У каждого эти оценки свои.

Но мне в связи с Солженицыным вспомнилась история, как в начале 90-х преподаватель в институте дал мне прочитать книгу мемуаров первой жены Солженицына. Тогда уже началась волна восхваления этого писателя. Если я не ошибаюсь, то он как раз триумфально вернулся назад в Россию. А я честно не понимала восторгов сограждан. У меня вызывал отторжение слог Солженицына, какая-то неискренность, сомнительность фактов и самолюбование. Но по большому счету, мне был безразличен этот писатель и человек. Прочитала его труды, сделала выводы и пошла дальше. Но вот пройти мимо исповеди первой жены Солженицына я  не смогла. А по прочтению мемуаров ещё более утвердилась в своих выводах. 

История такая штука, которую можно переписать, её можно замолчать, но найдутся всегда смутьяны, которые будут помнить иное. Это печально для желающих переписать эту самую историю и радостно для нас. Значит, как у Данилы Бодрова - сила в правде.

Во время празднования юбилеев "Великого" писателя Солженицына я ни слова не слышу о первой жене — Наталье Алексеевне Решетовской. А ведь с ней Александр Исаевич прожил около 30 лет, и при ней он стал всемирно знаменит и получил Нобелевскую премию. Их объединяет общая студенческая юность, их объединяет война, лагеря, скитания и работа над самыми основными литературными  произведениями Александра Исаевича.


Солженицын был в лагере, а она работала в Рязани завкафедрой сельхозинститута. Умница и красавица! Чтобы не привлекать внимание к своему адресату, львиную долю доцентской зарплаты отправляла в Ростов тете Нине, и та скрупулезно комплектовала на эти деньги посылки для Солженицына. В ответ на посылки он написал ей: «Ты спасла мне жизнь и даже больше, чем жизнь».

Фото из свободных источников в интернете
Фото из свободных источников в интернете


И уже в новой свободной жизни после лагерей:
"Я полностью растворилась в Солженицыне, в его творчестве — была его машинисткой, секретарем, которая за ночь могла перепечатать тот объем его рукописей, который был нужен, и только потом уже была его женой, которую он обещался любить и лелеять, даже когда она будет совсем старенькой."- писала Наталья  Решетовская.

Она была его литературной рабыней. Он категорически запрещал ей иметь детей, заставил сделать аборт с печальными последствиями для детородной функции Натальи Алексеевны. А как только она стала старой, по его понятию, и впереди замаячили новые горизонты, так сразу была выброшена на свалку жизни. Тут же нашлась молодая, покладистая и что самое главное способная к деторождению новая жена. В книге были описаны метание и обида бедной женщины, фанатичное желание удержать смысл своей жизни. И вот этот факт, в общем-то по житейские понятный и часто встречаемый в нашем мире, окончательно отвратил меня от этого писателя. Потому что нельзя наполовину быть порядочным человекой. Порядочным человеком можно или быть или не быть. И это точка!


Умирала Наталья Решетовская в одиночестве долго и мучительно. Последние годы она была прикована к постели. До последнего мечтала ещё раз увидеть Александра Исаевича. Но чуда не произошло. Вторая жена тоже Наталья только Дмитриевна показала себя достойно. Она пришла и попросила прощения у первой Натальи. Женщины часто берут на себя кресты своих мужчин. Наталье Алексеевне и Наталье Дмитриевне суждено было встретить на своём пути мужчину, которому они обе отдали всю свою жизнь. Глупость или осознанная жертвенность? Это решать не нам. Главное, что эти две женщины в моём понимании выглядят намного выше и достойнее чем Александр Исаевич Солженицын.

Указанные в статье  мемуары: Решетовская Наталья
Отлучение (Из жизни Александра Солженицына - Воспоминания жены)

В статье озвучено сугубо личное мнение автора.
Подписывайтесь на мой канал.
Волшебство в нашей жизни подчас бывает с горьким привкусом. Искренне ваша Елена и немного волшебства.