Найти тему
В поисках красоты

🌺Замок, ставший последним пристанищем Великого Леонардо да Винчи

«Гениальность — это сочетание природного дара и особой способности художника видеть мир совершенно по-своему и в то же время с такой широтой, что он находит отклик не у людей того или иного типа, но у всех людей». (С. Моэм)

Очень емкое описание феномена гениальности, данное английским писателем Сомерсетом Моэмом тем не менее жестко ограничивает круг предполагаемых претендентов на громкое звание гения. Пожалуй в мировой истории есть лишь одна личность, масштаб гениальности которой в полной мере соответствует определению Моэма — великий и непревзойденный Леонардо да Винчи

"Смерть Леонардо да Винчи на руках Франциска I", Франсуа-Гийом Менагот, 1781
"Смерть Леонардо да Винчи на руках Франциска I", Франсуа-Гийом Менагот, 1781

Его таланты и достижения принесли ему славу и почет уже при жизни, что в истории человеческой цивилизации случается не так уж и часто. Вполне естественно поэтому, что когда великого гения не стало, перед его многочисленными учениками, почитателями и покровителями встал довольно сложный вопрос: какое место может быть достойным для погребения личности такого масштаба? Где великий Леонардо да Винчи сможет обрести по-настоящему вечный покой?

Могила Леонардо да Винчи
Могила Леонардо да Винчи

К счастью последние годы своей в общем-то очень долгой жизни, Леонардо провел во Франции, в роли главного придворного художника и любимого гостя короля Франциска I (1519-1547). Этот романтичный, веселый правитель-эстет, беззаветно влюбленный в прекрасную Италию, буквально бредил творчеством великого художника, был таким преданным его почитателем, что выделил ему для жизни целый замок Клу-Люссе, расположенный совсем недалеко от главной на тот момент королевской резиденции — Амбуазского замка.

Франциск по природе своей был максималистом — его натура ни в чем не знала умеренности, а тяга к прекрасному была врожденной и никем и никогда не ограничивалась. Конечно король с подобными душевными порывами обходился стране очень дорого, но зато отчасти именно благодаря ему Франция в итоге стала тем, чем она является сейчас — страной где царствует красота и эстетика во всех возможных проявлениях… Не будь в ее истории Франциска, право быть родиной всего прекрасного так и оставалось бы в эксклюзивной собственности Италии…

Поскольку Леонардо был гостем Франциска, умер на его земле, а согласно популярной во Франции легенде — даже на его руках, этот король решил, что вполне справедливо будет, если великий гений будет в его королевстве и похоронен. Может быть это был эмоциональный порыв, а может, как сказали бы сейчас, - грамотный маркетинговый ход, но так или иначе Франциск решил, что самым подходящим местом для гробницы Леонардо будет его любимая королевская резиденция — замок Амбуаз.

Эта величественна серая громада, причудливым образом сочетающая в своем облике мощные крепостные башни и утонченные постройки в стиле великолепного ренессанса, как нельзя лучше соответствовала духу Леонардо — подобно творчеству великого гения, в этой крепости, ее истории и архитектурном ансамбле нашли отражения совершенно разные направления человеческой мысли.

Вехи истории...

Само место, на котором был построен Амбуазский замок с древних времен воспринималось как некий оборонительный рубеж. Сначала холм, возвышающийся в месте слияния Луары с одним из ее притоков, облюбовал один из кельтских народов — турроны, в последствие давшие название целой провинции — Туррень.

Затем их сменили римляне, при чем по легенде в этом месте был даже Юлий Цезарь. А затем здесь, что «вполне логично», «отметился» один из отцов-основателей французского королевства - Хлодвиг (видимо великих людей притягивала сюда какая-то особая аура, ну или позднейшие домыслы французских историков — это уж кому как больше нравится).

Потом этот регион стал собственностью графов Анжуйских, а затем - Амбуаз-Шамонов, и наконец - мирно трансформировался в собственность королевской короны. Вроде бы как законная конфискация за какой-то не вполне адекватный заговор одного из не вполне адекватных графов против еще более неадекватного фаворита французского короля — в общем все было очень давно: может кто-то кого-то не понял, а когда такое случается королевская власть сразу что-то у кого-то конфисковывает, не особо ломая голову над официальным поводом...

Надо сказать, что Амбуазскому замку это пошло на пользу — французские короли на на два столетия воспылали к нему буквально страстной любовью. Возможно виной тому было удобное расположение замка — в самом сердце королевства, а возможно — все та же пресловутая аура, к которой так тяготели великие (и не очень) личности. Хотя в приоритете конечно было местоположение…

Первым в ряду французских королей, посетивших новую резиденцию в Амбуазе, стал Карл VII (1403-1422-1461). Однако никаких новшеств он здесь не сделал, статус королевской резиденции Амбуаз приобрел лишь в эпоху правления его сына - Людовика XI (1423-1461-1483), который поселил здесь королеву и наследника. Собственно именно этот наследник, ставший впоследствии королем Карлом VIII (1470–1483-1498) превратил Амбуаз в шедевр, достойный такого гения как Леонардо да Винчи.

Карл VIII родился и вырос в этом замке, а потому испытывал к нему особенно трепетные чувства. Он по сути вознамерился превратить средневековую крепость в роскошный готический дворец. Именно при нем были построены главные корпуса замка (сегодня сохранился лишь один из них), воплотившие в своем декоре трансформацию утонченной суровости готики в изящную роскошь ренессанса.

Итальянские мастера, которых он в изобилии привез из своей итальянской компании (среди них был даже специалист по разведению попугаев — крайне «необходимое» приобретение в хозяйстве) создали на главной террасе замка прекрасный сад, украсили фасад главного корпуса большими окнами, балконами и тонкими кованными решетками.

При Карле VIII в Амбуазе появляется и главное его сокровище, прекрасная архитектурная жемчужина — Капелла Сент-Юбер - шедевр в стиле великолепной пламенеющей готики, увенчанный сложным тимпаном работы фламандских мастеров.

Тимпа́н - в архитектуре внутреннее поле треугольного фронтона. В античной и западноевропейской средневековой архитектуре тимпаны заполняют рельефами, скульптурой, росписью, резным или мозаичным орнаментом.

Однако, французский король, не смотря на всю свою любовь к итальянскому искусству, все-таки был более прагматичным, чем его итальянские современники. А потому никогда не забывал и о истинном предназначении замка.

Так, он распорядился построить три круглые башни, настолько большие, чтобы по размещенным в них винтовым подъемам могли проехать несколько лошадей, запряженных в телеги. И хотя третья башня так никогда и не была построена, две сохранившиеся, благодаря своим размерам, до сих пор служат символом масштабности королевских замыслов.

По иронии судьбы, так любивший этот замок Карл VIII, встретил в его стенах и свою не по-королевски простую смерть: торопясь увидеть игру в мяч, он решил пробежать галерею, в которой располагалось отхожее место, подскользнулся, упал, ударился головой о каменный выступ и умер…

Прямых наследников он не оставил, а его преемник, двоюродный брат, взошедший на трон под именем Людовика XII (1462-1498-1515), кстати, женившийся на вдове покойного короля (об этом как-нибудь в другой раз), больше любил Блуа и в Амбуазе не бывал.

Однако — странная прихоть истории, сюжет повторяется снова: новый, наследник, опять растет и воспитывается в замке Амбуаз, и, естественно, также проникается любовью к его каменным стенам, а заодно - и духом итальянской культуры, пусть слабо, но все-таки нашедшим свое воплощение в архитектуре и убранстве Амбуаза…

На престол этот наследник взошел под именем Франциска I, а что было дальше, мы уже знаем: скромные идеи и начинания Карла VIII приобрели поистине королевский размах, а Франция начала стремительное шествие на пути к превращению в общеевропейский центр моды, искусства и культуры, навсегда задвинув Италию на второе место (хотя для кого-то Италия на первом, а Франция- на втором — на вкус и цвет что называется).

В общем вполне логично, что Франциск решил сделать свой любимый Амбуаз местом вечного пребывания своего главного кумира и великого гения — Леонардо да Винчи. Логично и то, что в качестве места погребения была выбрана упоминавшаяся уже выше капелла Сент-Юбер — ее светлый силуэт, упрямо стремящийся ввысь, тонкими, пламенеющими шпилями, украшенный разноцветными переливами средневековых витражей, стал вечным стражем, охраняющим покой великого гения…

А что же Амбуазский замок? К сожалению после смерти Франциска он еще несколько лет существовал лишь в качестве одной из (но уже не основной) резиденций французских монархов, все больше уступая первенство более утонченным и современным дворцам — сначала Фонтенбло, затем — Шенонсо, и наконец — Версалю…

Правда, справедливости ради надо сказать, что до триумфа Версаля Амбуаз в качестве королевской резиденции не дожил — при Людовике XIII он сменил статус на менее престижный, но более пугающий — превратился в королевскую тюрьму…

Ирония была в том, что такой перемене изначально поспособствовали мощные стены и знаменитые круглые башни замка. В кровавые годы религиозных войн, когда монархию лихорадило как никогда, Екатерина Медичи, наследники, двор, прятались за его стенами в особо сложные моменты...И в один из них в стенах замка были казнены полторы тысячи гугенотов…Даже не отличавшиеся особой сентиментальностью современники Екатерины Медичи, равно как и она сама, не смогли оставаться в стенах замка, обагренных таким количеством крови…

А вот для тюрьмы такая атмосфера была очень даже ничего — одним из самых первых постояльцев ее стал пресловутый Николя Фуке — министр финансов Людовика XIV (кстати его сюда сопровождал небезызвестный капитан королевских мушкетеров, будущий маршал Франции — некто Д`Артаньян), у которого из-за финансовых махинаций конфисковали не только свободу, но и прекрасный Воле-Виконт — прообраз будущего Версаля. (Видимо здесь тоже опять кто-то кого-то не понял… Во всяком случае подобная стабильность французской короны делает ей честь - как сейчас любят говорить: в стабильности власти — залог успеха нации...)

Однако статус королевской резиденции смыть не так-то просто: в отличии от Шенонсо, благодаря любви получившего статус частной собственности, Амбуаз остался собственностью короны, что в годы революции сослужило ему плохую службу…

От полного разорения и уничтожения бедный замок спас пресловутый маркетинговый ход, некогда придуманный легкомысленным Франциском — при всем своем стремлении к равенству, братству и другим красивым лозунгам, революционеры не смогли замахнуться на гробницу великого гения… (к счастью наши русские активисты при коммунистах таких «слабостей» себе не позволяли).

Сейчас замок по-прежнему возвышается на берегу спокойной Луары, его стены все так же охраняют покой великого гения и равнодушно взирают на толпы многочисленных туристов. Они со всех концов земли ежегодно приезжают в это место, чтобы прикоснуться к древним стенам, воплотившим в себе саму историю, и хотя бы попытаться проникнуться той атмосферой, тем воздухом, которым некогда дышал великий Леонардо да Винчи….ну или покидать камушки и поглазеть на уютные дворики обывателей города Амбуаз с высоких стен замка — как говорится: на вкус и цвет… или — каждому свое...

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста поставьте лайк и напишите комментарий. Если вас, как и меня интересует красота во всех ее проявлениях - подписывайтесь на мой канал «В поисках счастья и красоты», - будем искать ее вместе.

Если вы хотите увидеть ещё что-нибудь красивое, возможно вам будут интересны другие статьи моего канала, посвящённые путешествиям и достопримечательностям: белому замку прекрасных женщин, французской весне,Страсбургу, Руану, красивейшим французским садам и паркам (Живерни и Этрета) музею Ив Сен-Лорана, или рассказ о моем самом любимом художнике - Художнике света, о фильме Гордость и предубеждение...